Верона (итал. Verona) — город на северо-востоке Италии на реке Адидже, в области Венеция, административный центр одноимённой провинции. Верона — прославленная на весь мир, как место трагедии о Ромео и Джульетты, этот город навсегда стал символом любви и безрассудности. Более трех миллионов туристов и тысячи влюбленных пар со всего мира съезжаются в этот город, чтобы посетить легендарный дом Джульетты, загадать желание и оставить записку с любовными признаниями на стене.

Кроме Ромео и Джульетты город привлекает, хорошо сохранившимися от времен Древнего Рима и Средневековья,  памятниками архитектуры и различными культурными событиями, которые проходят в римском амфитеатре. Верона может похвастаться отлично сохранившимся старым города со значимыми памятниками архитектуры: Дуомо, церкви Санта Анастасия, Сан Зено, Арки Скальгьери перемежаются наследием Римской Империи, от которой сохранился театр, древние ворота и центральная достопримечательности Вероны и место проведения оперных выступлений — Арена.

Покровителями города являются св. Зенон Веронский и св. Пётр Веронский, день города — 21 мая.на реке Адидже

 

 

 

КАК добраться до ВЕРОНЫ

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВЕРОНЫ

Верона буквально изобилует достопримечательностями, здесь сохранилось множество исторических памятников и архитектурных сооружений, но что действительно сделало Верону такой популярной среди туристов, так это бессмертная пьеса Шекспира о любви «Ромео и Джульетта», действие которой разворачивается на средневековых улочках города. С тех самых пор Верона негласно считается городом любви. К топовым достопримечательностям города, которые можно осмотреть самостоятельно, относятся Римская Арена, башня Ламберти, замок Кастельвеккьо с художественным музеем внутри, базилика Маджоре, мост Пьетра, дворец и сады Джусти, дом Джульетты, гробницу Джульетты, дом Ромео.

Исторический центр Вероны прекрасен, особенно, если подняться на одну из смотровых площадок города и увидеть Верону с высоты, тогда станет понятно, что старый город разделен рекой, но соединен старинным арочным мостом, от которого и отходят все узкие улочки города.

Если в планах посмотреть все достопримечательности Вероны, лучше сразу купить туристический билет Verona Card. С ним получится значительно сэкономить, даже если провести в Вероне всего один день.

Стоимость туристического билета Verona Card
Актуальные цены можно посмотреть на официальном вебсайте: на 2 дня 18.00 ЕВРО и 5 дней 22.00 ЕВРО (с первого дня использования, а не со дня покупки) бел льгот. Дети до 7 лет в музеи ходят бесплатно. Купить: в кассах музеев, церквей и памятников архитектуры из списка выше, в табачных киосках в центре города, а также в туристическом офисе.

МОСТ ПОНТЕ СКАЛИГЕРО

Адрес:
Этот мост (Ponte Scaligero), одна из главных достопримечательностей Вероны, был построен в 1354 г. вместе с замком Castelvecchio. Если присмотреться, видно, что мост слегка наклонен в сторону левого берега реки, что позволило бы быстрее сбежать в случае военной атаки.

МОСТ ПЕТРА

Адрес:
Этот старинный мост (Ponte Pietra) был построен в 1 в. до н.э. поверх естественного брода реки. Изначально он был деревянным, а позже его перестроили из красного и белого камня. Часть моста на правом берегу реки была сделана в Средние века, с некоторыми деталями, добавленными Альберто делла Скала в 1298 г. (несколько башен, одна из которых сохранилась до наших дней. Две главные арки моста были восстановлены в 1520 г. во время Венецианского доминирования.

БАШНЯ ЛАМБЕРТИ

Адрес: Via della Costa 1
Самая высокая башня Вероны Torre dei Lamberti
Время работы: октябрь — май пн-вс 08.30 — 19.30, июнь — сентябрь пн-вс 08:30-20:30, пт 08:30-23:00
Стоимость билета:  взрослый — 6,00 ЕВРО, льготный — 4,50 ЕВРО, детский (8-14 лет в сопровождении взрослого 1,00 ЕВРО, бесплатный для экскурсоводов, учителей, детей до 7 лет в сопровождении взрослого. Первое воскресенье месяца 1,00 ЕВРО (кроме летнего сезона: июнь, июль, август и сентябрь).

АРКА СКАЛИГТЕР

Адрес: Via Santa Maria Antica, 4
Время работы: вт-вс 10:00-13:00 и 14:00-18:00, пн — выходной
Стоимость билетов: взрослый 2,00 ЕВРО, льготный 1,00 ЕВРО

ДОМ ДЖУЛЬЕТТЫ

Адрес: Via Cappello, 23

(Casa di Giulietta)

Время работы: вт-вс 8.30-19.30 (вход 18.45), пн 13.30-19.30 (вход 18.45)

Стоимость билетов: взрослый 4,50 ЕВРО, детский 8-14 лет в сопровождении 1,00 ЕВРО, групповой (небольшие групп, льготный (пенсионеры старше 60 и студенты) 3,00 ЕВРО. Первое воскресенье месяца 1,00 ЕВРО (кроме летних месяцев: июнь, июль, август и сентябрь). Комбинированный билет — могила Джульетты + Дом Джульетты: взрослый  7,00 ЕВРО, льготный 5,00 ЕВРО.

МОГИЛА ДЖУЛЬЕТТЫ

Адрес: Via Pontiere 35

(Tomba di Giulietta)

Время работы: вт-вс 8.30-19.30, пн 13:30-19:30. Касса закрывается 18:45.
Билеты: Полный € 4,50, небольшие группы, пожилые люди (старше 60) и студенты 3,00€, дети 8-14 лет в сопровождении 1,00 €. Первое воскресенье месяца 1,00€ (кроме: июнь, июль, август и сентябрь). Комбинированный билет: могила Джульетты + Дом Джульетты: Полный 7,00€, льготный 5,00€.

ВОРОТА ПОРТОНИ ДЕЛЛА БРА
Эти ворота (Portoni della Bra) состоят из пятиугольной башни времен Висконти и впечатляющих романских арок, над которыми висят часы. Ворота расположены рядом с Piazza Bra.

Посмотреть поближе на ворота можно с верхнего этажа музея Lapidario Maffeiano, вход куда расположен слева от ворот.

ПАЛАЦЦО БАРБИЕРИ 
Адрес: Piazza Bra.
В палаццо находится мэрия города. Здание было построено в первой половине XIX в. по проекту инженера Барбиери. Здесь находилась штаб-квартира австрийской гражданской гвардии. Посмотреть дворец можно только снаружи, вход запрещен.

ПЛОЩАДЬ ЭРБЕ

Адрес:
Piazza Erbe Каждая улица в старом центре города в конце концов выходит на эту площадь. Ранее здесь находился римский форум. Теперь здесь проходит оживленный и живописный рынок (ежедневно, кроме вск). В центре площади находится фонтан со статуей Веронской Мадонны. На площади стоят сразу несколько палаццо, среди которых: Case Mazzanti, отделанный многочисленными фресками, башня Ламберти, слева — Case del Ghetto и Domus Mercatorum.

ВЕРОНСКАЯ МАДОННА
Адрес:
Этот фонтан ялвяется одним из символов города. Он был создан в 1368 году Cansignorio из мрамора из древнеримского форума и термальных бань. Фонтан был воздвигнут в честь празднования постройки акведука, доставляющего в Верону воду из реки Авеза

ДВОРЕЦ МАФФЕИ
Адрес:
Большой дворец (Palazzo Maffei)  находится на северо-западе площади Piazza Erbe, справо от башни Граделло. Имя архитектора дворца неизвестно, предположительно это римлянин. Пышное барочное здание разделено на три этажа. На верхнем можно увидеть статуи 6 божеств: Геркулес, Юпитер, Венера, Меркурий, Апполон и Миневра. Почти все скульптуры сделаны из местного камня.

ЗАМОК КАСТЕЛВЕККИО
Адрес:
Castelvecchio Наиболее значимая средневековая постройка в Вероне, этот замок был построен на берегу реки Adige в 1354 г. Сангренде II делла Скала с целью защитить Верону, а также чтобы иметь запасной выход в северном направлении, где жили его автрийские родственники. Сейчас в замке находится музей.
Время работы: вт-вс 8:30-19:30, пн 13:30-19:30.
Билеты: полный 6.00€, студенты 14-30 лет 4.50€, дети 813 лет 1.00 €.
Первое воскресенье месяца € 1,00 при наличии Verona Card. (За исключением месяцев: июнь, июль, август и сентябрь).

ПЛОЩАДЬ ДЕЙ СИНЬОРИ 

Адрес: Piazza dei Signori
Площадь дей Синьори (Piazza dei Signori), также известна под названием Площадь Данте, так как памятник этому писателю возвышается прямо в центре пощади. Сразу несколько дворцов выходят на эту площадь: Palazzo della Ragione и Cortile Mercato Vecchio, Palazzo del Capitano и Palazzo del Governo, Loggia del Consiglio и Domus Nova. Пройдя мимо Palazzo del Capitano вы сможете посетить Arche Scaligere, монументальную гробницу Лордов Вероны, которая находится возле церкви Санта Мария Антика.

Хотя Площадь Эрбе и Площадь Синьории (Piazza dei Signori) находятся совсем рядом, они совершенно разные по характеру и оформлению. Первая – живая, шумная, веселая, всегда полная разного люда – торговцев, гуляк, покупателей, туристов. Вторая – более торжественная, но и более «камерная», спокойная.

Площадь Синьории окружена великолепными дворцами, ее гармоничный облик сформировался в основном в эпоху правления династии делла Скала (Скалигеров). Большой дворец Скалигеров или Дворец Подеста с черными дроздами по фасаду был основан в XII в., но строительство его велось не одно десятилетие. В 1311 г. дворец стал резиденцией правителя Вероны Кангранде I делла Скала, во время правления которого дворец посещали многие видные культурные и политические деятели эпохи. В частности, во дворце жил Данте Алигьери, которому Кангранде предоставил убежище после изгнания поэта изгнания из Флоренции.

Памятник Данте, созданный в 1865 г. итальянским скульптором Уго Дзаннони, расположен в центре площади Синьории, также его именем названо одно из старинных кафе, интерьеры которого сохранились с XIX в.

Раньше дворец Подеста был украшен фресками Джотто, которые, к сожалению, не сохранились. Позже на фасаде дворца была сооружена галерея, а в XVI в. знаменитый архитектор Микеле Санмикеле построил большой портал, напоминающий римскую триумфальную арку с двумя двойными колоннами, накрытыми треугольным фронтоном. Поверх портала был помещен барельеф Льва Святого Марка как знак принадлежности к Венеции.

К дворцу Скалигеров примыкает самое красивое и гармоничное здание площади — Лоджа-дель-Консильо, построенное в конце XV в. предположительно веронским архитектором Фра Джокондо. Второй этаж здания поднимается на стройных аркадах и оканчивается карнизом, украшенным мраморными статуями известных римских деятелей, в том числе Катулла и Плиния. Знатоки архитектуры говорят о здании, что в нем тосканское изящество форм сочетается с венецианской вычурностью, что делает Лоджу наиболее выдающимся зданием веронского ренессанса.

Напротив – дворец Капитана — резиденция наместника Венеции, его еще называют Дворцом Кансиньорио, поскольку он построен по приказу властителя Вероны Кансиньорио, также из рода делла Скала, в 1363 г. Когда Верона перешла под власть Венеции, дворец был выбран в качестве резиденции управляющих городом венецианский капитанов, из-за чего и получил свое второе имя.

Через другую арку площади Синьории, носящую грозное название «Вольто делла тортура», т.е. «Свод пыток» мы попадаем к семейной усыпальнице династии Скалигеров.

ВОРОТА ПОРТА ЛЕОНА
Адрес: Porta Leona
Эти ворота  (Porta Leona)— одно из старейших напоминаний о римской эпохе. На них сохранились надписи датируемые 49 г. н.э. в честь создания нового римского города. Во время архиологических раскопок рядом были найдены фундаменты смотровых башен, оставшихся от стен, и оригинальные камни римской дороги.

Это одни из самых древних городских ворот (Porta Leoni) — львиные ворота). Как известно, Верона как город существовала уже в эпоху Риской империи, а в 49 г. до н.э. Юлий Цезарь дал веронцам права римских граждан. Через город проходили важные для Рима дороги в колонии на север, и одна из них проходила через ворота «Деи Леони». Первоначальное название ворот неизвестно, потом, в Средние века их называли «Порта Сан-Фермо» — как вы уже догадались по названию находящейся рядом и уже виденной нами церкви. Потом их стали называть «Арко ди Валерио», а свое настоящее имя — «Львиные ворота» — они получили от скульптур львов, которыми украшена находившаяся неподалеку гробница.

К сожалению, сегодня от Порта Леони сохранились только правая половина внутреннего фасада, облицованного белым камнем, а также основание башен. Ранее ворота имели квадратную форму и двойной фасад, украшенный по периметру. Также имелись две башни, которые были обращены «наружу». Рядом возвышается кирпичная стена – фрагмент более древних ворот, возведенных еще в I в. до н.э.
Двигаясь по улице Виа Капелло и на знаменитой площади Эрбе сворачиваем в небольшую арку, называемую «Арка дела Коста», или «Арка кита», т.к. в ней висит большая китовая кость, и попадаем на Площадь Синьории.

ЦЕРКОВЬ САН-ФЕРМО
Мы начинаем наше путешествие на берегу реки Адидже у храма, воздвигнутого на том месте, где по преданию в 304 г. мученически погибли Святые Фермо и Рустико. Построенную в V в. раннехристианскую церковь назвали в их честь. В VIII в. епископ Вероны Св. Анноне получил из Триеста останки мучеников и захоронил их в специальном месте храма, названном «место признания», где воздаются почести мученикам, которые «признались» в своей вере в Христа.
Церковь неоднократно перестраивалась: сначала бенедектинцы во второй половине XI в. разрушили до основания раннехристианскую церковь и построили на ее месте церковь в романском стиле. Затем храм перестраивали францисканские монахи. Можно достаточно уверенно сказать, что структурные переделки и отделка фасада были закончены к 1350 г. Но, конечно, и позднее внутри возникали и новые алтари, и часовни, и погребальные монументы. Снаружи храм выглядит очень величественно: мощный фасад, объединяющий в себе романский и готический стили, высокая башня-колокольня, возведенная между XII –XIII в, необыкновенной красоты архитектурная и цветовая композиция.

Давайте зайдем внутрь храма. Здесь нас ждет удивительное открытие. Дело в том, что за мощными стенами скрывается не одна, а две церкви – верхняя и нижняя. Изначально верхняя церковь предназначалась для богослужений, а в нижней были захоронены останки святых. Однако в 1759 г. для защиты останков от угрозы затопления при разливах Адидже, саркофаг был перенесен в верхнюю церковь и установлен в ее алтаре. Верхняя церковь достаточно большая и хранит много интересных произведений художников и скульпторов, а также фрески XIV-XV в. Обратим внимание на фрески на сводах абсиды: там изображены Спаситель с Марией и Иоанном Крестителем, а также Святыми Фермо и Рустико. На крещатом своде — символы четырех евангелистов, а на фронтоне триумфальной арки — фрески, изображающие коронацию Девы Марии и поклонение волхвов.

Задержитесь у мавзолея Бренцони, созданного в 1426 г. в левой задней части верхнего храма: обрамление с растительными мотивами, начинающееся от статуи пророка Исаии, включает в себя памятник, в котором флорентийский скульптор Нанни ди Бартоло запечатлел самый величественный момент «Воскресение». Здесь же мы можем увидеть фрески Пизанелло (1395-1455), где изображены Дева Мария и Архангел Гавриил по сторонам балдахина, а вверху архангелы Рафаил и Михаил. В мире сохранилось совсем немного произведений этого замечательного мастера, и нам очень повезло, ведь немного позднее в другой церкви мы увидим еще одну замечательную фреску Пизанелло.
Теперь спустимся по древней лестнице в нижний храм, любуясь по пути видом на церковь, сохранившую первоначальную структуру романского периода. На стенах мы увидим еще более древние фрески – XII-XIV в., среди которых особенно интересны фрески крещения Христа и кормящей Мадонны на третьем левом пилястре, причем они достаточно хорошо сохранились. Сейчас после последней реставрации можно разглядеть в боковых нефах часть фундамента разрушенной раннехристианской церкви, а на своде – первые бенедиктинские украшения в виде цветка с шестью лепестками, принятого христианами в качестве символа воскресшего Христа.
Покидая прохладные залы Сан-Фермо, еще раз оглянитесь на его величественные своды, деревянный богато украшенный потолок в форме киля корабля и прекрасный алтарь.
Отправляемся в путь по Виа деи Леони. Двигаясь в сторону Виа Капелло, постараемся не пропустить по ходу движения замечательный памятник времен античности – ворота Порта деи Леони.
Хотите продолжить такое же глубокое, интересное и вдумчивое знакомство с Италией? Скачайте на свой смартфон аудиогиды по Риму, Венеции и Милану.

АРКИ СКАЛИГЕРОВ

Адрес:
(Arche Scaligere — гробницы Скалигеров) Не пугайтесь, нам не придется бродить вдоль унылых рядов гробниц на мрачном кладбище. Напротив, мы увидим замечательные памятники, которые по праву считаются шедеврами готического искусства Вероны. Наиболее впечатляющими представляются три больших саркофага с навесами и конными статуями наверху. Это гробницы Кангранде I, о котором мы вспоминали на площади Синьории, Мастино II и Кансиньорио делла Скала.
И вновь обратимся к книге Павла Муратова «Образы Италии»: «На маленькой площадке, в тесноте родового убежища, здесь продолжают свое бытие Скалиджери. Под навесами, усеянными готическими остроконечностями, на низких колонках покоятся их тяжелые саркофаги. Мраморные покойники простерты там в кругу аллегорических добродетелей и святых. … Кангранде, Кансиньорио, Мастино делла Скала восседают там на конях, одетых боевыми попонами, сжимая в руках копья. Забрало в виде собачьей головы откинуто на спину того, кого именовали летописи Италии «великим псом» (речь о Кангранде I – прим. редактора), и каменное лицо его смеется страшной улыбкой.
Неведомо откуда взялся родоначальник веронских герцогов Мастино I делла Скала, избранный в 1262 г. «capitano del Popolo». Возглавляя кровавую традицию судьбы Скалиджери, он был изменнически убит на улице, в нескольких шагах от своего дома. В лице Кангранде, вступившего на престол в 1312 г., дом делла Скала достиг вершины могущества. Кангранде был счастливым воином и искусным политиком.

Пределы своего государства он в несколько лет распространил на Бассано, Чивидале, Падую и Тревизо… Можно считать доказанным, что именно о нем мечтал Данте, как о том государе, который мог бы объединить под своей властью Италию и тем положить конец снедавшим ее распрям и междоусобицам. Кангранде умер внезапно, не успев совершить и половины задуманного им, не достигнув и сорока лет… Он не оставил сыновей, и ему наследовали племянники, дети Альбоино, — Мастино II, яростный, но не слишком удачливый честолюбец, и Альберто, преданный роскоши и наслаждениям.
С их появлением историческая звезда Скалиджери покатилась вниз… Сыновья Мастино II — Кангранде II, Кансиньорио и Паоло Альбоино — были не лучше и не счастливее его. Кангранде II вызвал против себя целое восстание, которое было подавлено им со всяческими жестокостями. Тем не менее, он умер насильственной смертью, умерщвленный рукой собственного брата, Кансиньорио, который похитил у него престол и безуспешно пытался украсть и его жену. Кансиньорио был настоящим извергом — желая обеспечить наследование двум своим незаконным сыновьям, он заточил в темницу младшего брата, кроткого Паоло Альбоино, и, в конце концов, умертвил его. При всем том Кансиньорио был искусным политиком и разумным правителем, отдалившим на несколько лет неизбежное крушение веронского государства. Он был усердным строителем и украсителем Вероны; фонтан, шумящий на Пьяцца Эрбе, до сих пор свидетельствует о его полезных трудах».
Услышав эту историю, впору воскликнуть вслед за Пушкиным: «Ужасный век! Ужасные сердца!» Но времена те давно миновали, и деяния грозных правителей Вероны почти изгладились из памяти. А мраморные кружевные надгробия до сих пор поражают красотой и мастерством зодчих, их создавших. В заключение отметим, что в настоящее время оригинал памятника «Большого пса» — Кангранде I — тот, где изображен рыцарь в доспехах и с откинутым на плечи забралом в виде собачьей головы, – находится в музее Вероны в замке Кастельвеккьо, а на гробнице установлена его копия.
Но пора двигаться дальше. Наш путь лежит к главному храму Вероны — Кафедральному собору или Дуомо. Здесь мы сможем посетить не только Кафедральный собор, но и связанный с ним баптистерий Сан-Джованни ин Фонте и церковь Святой Елены.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВЕРОНЫ 

Адрес:
Кафедральный собор в романском стиле построен приблизительно в 1117 г. До этого времени Кафедральным собором была совсем маленькая церковь, построенная еще в IV веке. Достаточно скоро этот храм стал мал для богослужений, и на его месте была построена более просторная базилика. С тех времен частично сохранился мозаичный пол, фрагменты которого можно увидеть в церкви Святой Елены. Дуомо еще неоднократно перестраивался в XV и XVI веках, после чего он приобрел готические черты, а черно-белый мраморный пол появился только в 1880 году. Колокольня рядом с собором была начата еще архитектором Микеле Санмикеле, но, к сожалению, так и не была достроена.

При входе обратим внимание на интересный резной портал в романском стиле. Витые колонны с фигурами святых поддерживают массивную полукруглую арку, на которой можно разглядеть множество рельефных украшений, в том числе фигуры святых Иоанна Евангелиста и Иоанна Крестителя.

Внутри собор весьма просторен и светел. Пилястры нефов выполнены из местного красного мрамора и поддерживают стрельчатые своды храма. Нас, безусловно, привлечет орган справа, расписанный Бьяджо Вальчери в 1683 году. Слева мы тоже увидим орган еще более ранней работы, расписанный Феличе Брузасорци в конце XVI века. Неторопливо переходя от часовни к часовне, мы можем полюбоваться работами Либерале да Верона, Франческо Торбидо, фресками Джованни Фальконетто и Франческо Мороне.

Алтарная часть центрального нефа построена уже хорошо известным нам архитектором Микеле Санмикеле в XVI в. Особенно интересна преграда хора в виде полукруглого парапета и ионических колонн. Ну и, конечно, мы задержимся в часовне Картолари-Никесола, слева от входа, ведь здесь можно полюбоваться замечательной работой Тициана «Вознесение Девы Марии».
Через боковую левую дверь мы попадаем в романский атриум и далее в Баптистерий, где можем посмотреть на фрески XIII- XIV в., а также на восьмигранную купель, вырезанную из цельного куска веронского мрамора (XII). Каждая грань купели украшена рельефом на евангельские сюжеты. Потом заглянем в маленькую церковь Святой Елены, интересную помимо интерьера XV-XVI в. тем, что Данте произнес в ней в 1320 г. свою знаменитую речь «Вопрос о воде и земле».

БАЗИЛИКА САНТА АНАСТАСИЯ

Адрес:
Базилика (Chiesa di Santa Anastasia) находится недалеко от Дуомо. Это самый большой готический храм Вероны. Начало строительства было положено в конце XIII в. двумя доминиканскими монахами. Как это часто бывало в те времена, строился храм очень долго и был завершен только в XV веке, причем фасад его так и остался незавершенным (верхняя часть фасада не имеет облицовки). Портал церкви имеет два дверных проёма и украшен барельефами.

Рядом с входом в храм установлен висячий саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, который напомнит о недавно виденных Арках Скалиджери. Однако этот саркофаг более ранний, его относят к 1320 г., поэтому он может считаться предшественником знаменитых гробниц правителей Вероны.

Внутри церковь Санта Анастасия состоит из трех больших частей, разделенных 12 колоннами из местного красного мрамора. Недалеко от входа обратим внимание на симметрично расположенные большие чаши для святой воды, поддерживаемые сидящими мраморными фигурами – так называемыми «горбунами святой Анастасии». Все часовни храма богато декорированы и расписаны замечательными художниками. Мы увидим работы Либерале да Верона, Джироламо даи Либри, Туроне. Рекомендую обратить внимание на алтарь Болдиери – он слева от входа. Это прекрасный памятник эпохи Ренессанса: по сторонам – статуи Святого Себастьяна и Святого Рокко (очень популярных католических святых). А в центральной нише алтаря статуя Святого Петра, который держит в руках макет города Вероны.
Задержимся также у капеллы Кавалли – она украшена единственной в Вероне полностью сохранившейся фреской Альтикьеро да Дзевио «Семейство Кавалли перед Девой Марией». Но, конечно, самая знаменитая фреска церкви Святой Анастасии – это «Святой Георгий, освобождающий принцессу» работы Пизанелло в капелле Пеллегрини. Вот что пишет об этой фреске Павел Муратов: «В суровой готической Санта Анастасия глядим мы на фрагмент фрески, помещенный высоко над аркой. В красках, приближающихся в скупости своей к одноцветной «grisaille», среди которых поблескивает кое-где сохранившееся серебро, различаем светловолосого рыцаря Сан Джорджио, уже занесшего ногу в стремя, чтобы сесть на боевого коня и выступить на подвиг. Царица в пышном наряде и затейливой прическе обращает к нему свой равнодушный профиль модницы раннего кватроченто, оруженосец везет ему боевое копье, в то время как ждут его лошади свиты и собаки охоты и как медленно приближаются к нему конные персонажи, странные и характерные, выехавшие из ворот фантастического города, украшенных виселицей, где болтаются двое повешенных.
Вся «кукольная» светскость и как бы рассеянность Пизанелло сказались в этой диковинной композиции. Мы угадываем в ней художника, поглощенного зрелищем вещей мирских и природных. Наряды и моды притягивают его внимание так же, как формы животных, редкие обычаи, заморские лица». Не хочется уходить из этого величественного храма, где светло, прохладно, блики солнечного света на полу, и высоко под своды уносятся звуки органа. Но нам пора двигаться дальше, к конечной точке нашего путешествия – базилике Сан-Дзено. По пути к ней мы увидим еще один памятник римской эпохи.

ВОРОТА ПОРТА БОРСАРИ

Адрес:
Эти двухарочные ворота были построены во второй половине I в. и являлись главным въездом античной Вероны. Ворота входили в первое кольцо городских стен. Их внутренние конструкции, к сожалению, разрушены, но сохранился фасад с великолепной облицовкой.

Двигаясь дальше по корсо Кавур, мы проходим мимо дворца Кастельвеккьо, сворачиваем на набережную Сан-Дзено и уже скоро перед нами открывается вид на замечательную базилику с высокой колокольней, названную в честь покровителя Вероны – святого Зенона.

ХРАМ САН-ДЗЕНО МАДЖОРЕ 

Адрес:
Этот храм по праву считается самым выдающимся образцом романской архитектуры не только Вероны, но и всей северной Италии. Он был назван в честь архиепископа Вероны Зинона, жившего в IV в., причисленного за благие дела к лику святых и считающегося покровителем Вероны.

Первый храм был построен на этом месте уже в V в. по указанию готского короля Теодориха на месте захоронения Святого Зинона. В начале IX в. было начато строительство более просторного храма. В XI в. церковь пострадала от землетрясения, но была отстроена, а в 1217-1225 г. фасад был украшен огромным окном в виде розы, который называют «Колесо фортуны». Фасад церкви замечателен прекрасными пропорциями, а готический портал входа в базилику работы Мэстро Николо (1138 г.) очень элегантный и стильный. Очарование церкви усиливается теплым тоном золотистого местного туфа-известняка, из которого сложен храм, с мраморными вставками. Очень красивы бронзовые ворота с изображение сцен из Старого и Нового завета, выполненные (XI-XII)..

Внутри храм очень светлый и торжественный. В нем сохранились фрески XII-XIV в., ренессансный алтарь XVI в. справа от входа, чудесный алтарь в стиле барокко слева и выполненный в готическом стиле центральный алтарь, где мы можем увидеть Мадонну работы знаменитого мастера Андреа Мантенья. А самая необычная и интересная, на мой взгляд, реликвия храма — это скульптура Святого Зинона, цветная статуя работы XIII в., которую называют «Смеющийся Дзено».
И около этого улыбающегося святого покровителя города мы завершим наше путешествие по Вероне, еще раз вспомнив слова Павла Муратова из книги «Образы Италии»: «Улицы и дома Вероны прекрасны, их стены богаты золотом и пурпуром старого камня, старой окраски, старых фресок, исполненных рукой веронского мастера… Перед историком развертывает она длинный свиток своей летописи, где занесены дела латинян, нашествия варваров, туманные жития сказочных королей, драматические судьбы герцогов дела Скала и славы венецианского расцвета».

Верона уютно расположилась в предгорьях Доломитовых Альп на северо-востоке Италии, неподалеку от самого большого в стране озера Гарда. Ещё до древнеримской эпохи здесь жили люди.
Начнем прогулку с одного из самых древних и грандиозных сооружений города – античного римского амфитеатра – Arena di Verona, расположенного на главной площади – Пьяцца Бра.
На этой карте мы отметили только 5 самых-самых достопримечательностей Вероны. Конечно же, их значительно больше.

АРЕНА ВЕРОНЫ

Адрес: Piazza Bra
Когда-то это была арена для гладиаторских боев и разнообразных представлений. Амфитеатр отлично сохранился, благодаря чему каждое лето в нем проводят ежедневные спектакли и концерты. Здесь часто можно увидеть знаменитые оперные постановки: «Аида», «Травиата», «Ромео и Джульетта»; концерты знаменитостей и фестивали. Днем ворота амфитеатра открыты для экскурсий. Обязательно посетите это место, ведь оно помнит многие и многие эпохи. А с верхних ярусов арены открывается отличный вид на площадь Пьяцца Бра и ближайшие постройки. В отличие от римского Колизея, Арена Вероны до сих пор используется для показа различных шоу. Flickr, Pantchoa. Вечером приятно посидеть на скамейке или в одном из уютных ресторанчиков около амфитеатра, который подсвечен яркими огнями. А если вы любите оперу, рекомендуем заранее запастись билетами, которые можно купить на официальном сайте амфитеатра.

время работы: пн 13:30-19:30; вт-вс 8:30-19:30 (касса закрывается в 18.30). Во время представлений арена закрывается в 16:30.
Билеты: 6,00€, группы от 15 человек и пенсионеры старше 60 лет 4,50€, дети 8-14 лет в сопровождении 1,00€. Первое воскресенье месяца € 1,00 (кроме: июнь, июль, август и сентябрь). Комбинированный билет Arena + музей Maffeiano: Полный 7,00€, льготный 5,00€

ЗАМОК КАСТЕЛЬВЕККЬО

Адрес:
Чтобы плавно перейти в средневековую эпоху, стоит всего лишь отойти на пару кварталов от амфитеатра и пройти под аркой ворот замка Кастельвеккьо. Он был построен династией Скалигеров, которая правила Вероной более ста лет в период с 1262 по 1387 г. Этот род, хоть и славился своей кровожадностью, очень сильно повлиял на нынешний облик Вероны. Причем, эпоха Скалигеров оставила яркий след не только в архитектуре, но и в развитии живописи, литературы и образования Вероны. В замке Кастельвеккьо сейчас находится музей с богатой коллекцией средневековой скульптуры и живописи.

Одна из главных достопримечательностей Вероны – Замок Кастельвеккьо. Flickr, xiquinhosilva.
К замку примыкает знаменитый мост Скалигеров через реку Адиджа. Обратите внимание, его каменные зубцы удивительно напоминают стены московского Кремля. Рекомендуем посмотреть на мост Скалигеров и ночью – подсветка делает сооружение невесомым, и стены замка отражаются в водах реки.

Мост Скалигеров не менее эффектно выглядит ночью
Что-то нам подсказывает, что вы едете в Италию не только ради Вероны – не исключено, что вы также посетите другие города.

ПЛОЩАДЬ ПЬЯЦЦА ДЕЛЛЕ ЭРБЕ

Адрес:
Следующим объектом нашего путеводителя по Вероне станет Пьяцца делле Эрбе – Площадь трав. Она расположена на месте античного форума и является местом паломничества туристов. И тому есть своё объяснение – на Пьяцца делле Эрбе можно увидеть настоящее смешение разных пластов времени. В северной части площади сохранились останки древнеримских стен. Семья Скалигеров оставила свой средневековый отпечаток, построив Дом Купцов и Башню дель Гарделло (часовая башня). Венецианская эпоха установила колонну, увенчанную статуей крылатого льва – символа города, под властью которого Верона была около 400 лет.
Площадь трав – одно из самых популярных у туристов мест в Вероне
Над всем этим великолепием возвышается башня Ламберти – самое высокое здание Вероны. На её вершине вы увидите два колокола, каждый из них выполнял определенную функцию: «Ренго» — возвещал о заседаниях городского совета и призывал на войну, а «Марангона» предупреждал горожан о пожарах. Наверху башни Ламберти находится смотровая площадка, с которой Верона видна как на ладони, и никакого путеводителя не нужно 🙂
Высота башни Ламбертини – 83 м, это рекорд среди низкоэтажной застройки Вероны
Во времена правления Скалигеров в Вероне жил знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери. Его статую можно увидеть совсем неподалеку отсюда – в центре Площади Синьории.

ПАМЯТНИК ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

Адрес:
Разумеется, в Верону лучше приезжать не на один день, а на два-три. «Пробежать» все достопримечательности города вы успеете и за пару часов, но вот чтобы насладиться его чарующим средневековым духом, лучше задержаться подольше. И немаловажную роль в этих впечатлениях может сыграть удачно подобранный отель.

ДОМ ДЖУЛЬЕТТЫ В ВЕРОНЕ

Адрес:
Ну, а теперь давайте посетим и главную городскую достопримечательность – Дом Джульетты. Правда, не стоит очаровываться грустной историей и романтическим ореолом, которыми окутана знаменитая трагедия. В Вероне этот дом превратился из места паломничества влюбленных, в столпотворение вандалов, которые хотят любым способом оставить о себе память на сводах арки, ведущей к Дому Джульетты. Это здание действительно когда-то принадлежало роду Даль Капелло, но в 1907 г. муниципалитет выкупил его у обнищавших прототипов семьи главной героини шекспировской трагедии и превратил его в главную приманку для туристов.
Во дворике установлена статуя Джульетте, грудь которой до блеска отполирована руками тех, кто мечтает найти свою любовь. А над нею находится балкон, с которого Джульетта якобы когда-то шепталась в ночи с влюбленным в неё Ромео.Бронзовая статуя Джульетты работы веронского скульптора Нерео Костантини

Знаменитый балкон появился на этом доме лишь в середине XX века, когда особняк реставрировали в угоду романтической легенде
Не стоит ждать в этом месте особого романтического настроения – образы знаменитых героев уже многие годы служат предметом туристической спекуляции в Вероне.
Во дворе дома Джульетты можно встретить признания в любви на всех языках мира
Но сам город вам обязательно понравится по другим причинам – здесь настолько уютно гулять по узким улочкам, заглядывать в средневековые дворики, просто трогать древние стены, которые дышат историей, что не останется места разочарованию от утраченных иллюзий.
Несмотря на туристический ажиотаж, Верона всё же довольно романтический город

ХОЛМ СВЯТОГО ПЕТРА

Адрес:
И в конце нашей экскурсии мы предлагаем пройтись по мосту Понте Пьетра и подняться на холм Святого Петра – San Pietro. На его вершине находится еще один замок, который носит имя того же святого. Мы оставили это место напоследок, т.к. подниматься по лестнице в гору – довольно утомительно, и тем, кто не хочет себя утруждать, следует остаться на берегу реки Адиджа и полюбоваться холмом и набережными снизу. Вид на холм с Понте Пьетра
А вот самым любознательным и крепким туристам стоит все-таки подняться на вершину холма. Потому что с него открывается самый потрясающий вид на Верону!

ПАНОРАМА ВЕРОНЫ

Панорама Вероны, открывающаяся от Замка Св.ПетраВы сможете детально рассмотреть как течет и омывает своими водами старинную часть города река Адиджа, увидите все улочки и соборы, дома и башни с высоты птичьего полета. Поверьте, вы захлебнетесь от восторга и будете вознаграждены за то небольшое усилие, которое потребуется, чтобы подняться на холм Святого Петра. И, наконец, вы влюбитесь безвозвратно в этот прекрасный романтический город!

ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЛЕТ ВЕРОНА КАРД

Карта (Verona Card) — это туристический билет по Вероне, который, в отличие от многих других городов, действительно позволяет неплохо сэкономить даже при однодневной поездке!

С этой карте  можно посетить бесплатно  многие музеи и храмы Вероны. Этот билет дает право бесплатного входа в следующие достопримечательности, музеи и церкви:

  • Арена,
    — Башня Лабмерти
    — Дом Джульетты
    — Могила Джульетты и музей фресок «G.B. Cavalcaselle»
    — Римский театр и Археологический музей
    — Музей Lapidario
    — Замок и музей Castelvecchio
    — Музей естественной истории
    — Базилика Сан Зено
    — Церковь Санта — Анастасия
    — Дуомо (кафедральный собор Вероны)
    — Церковь Сан Фермо Маджоре
    — Музей старого радио
    — Centro Internazionale di Fotografia Scavi Scaligeri
    Кроме того, вы получите скидку на входные билеты в следующие музеи:
    — Sala Boggian в музее Castelvecchio, — Музей Miniscalchi Erizzo, — AMO — Arena Museo Opera, — Африканский музей, — Giusti Garden.