Шарганская восьмёрка (серб. Шарганска осмица / Šarganska osmica) — уникальная историческая узкоколейная железная дорога в Сербии, проходящая между населёнными пунктами Мокра-Гора и Шарган-Витаси. Популярная туристическая достопримечательность, входит в число так называемых «Семи сербских чудес». В 1998 г. сербские власти решили реконструировать участок от станции Мокра гора до Шарган Витаси в туристических целях. Это небольшой 15 км участок заброшенной узкоколейки 760 мм, соединяющей долгое время до 1978 г. Белград (столицу Сербии) и Сараево (столицу Боснии и Герцеговины) и далее Дубровниик (Хорватии). В 2003 г. по узкоколейной дороге снова прошел поезд с 3-мя вагонами по маршруту в 15,5 км. На правом и частично левом берегу реки Дрины, с обеих сторон реки Рзав, есть город Вишеград. Большой достопримечательностью этого города является мост через реку Дрина, который построил Мехмед-паша Соколович в 1571 г. Шарганская восьмёрка — самая известная узкоколейная железная дорога в мире.

ИСТОРИЯ
Строительство этого участка началось в 1916 г.  По проекту, дорога должна была связать Сербию с Боснией.  Перепад высот между долиной Мокра Гора и Шарганским перевалом требовал особого технического решения, и австрийцы (Сербия тогда входила в состав Австро-Венгрии) привлекли опытного инженера, приговоренного к пожизненному заключению, пообещав ему свободу, если он решит техническую проблему. Его расчеты по сооружению тоннелей не оправдались, и он покончил жизнь самоубийством.

Проверяя позже расчеты, один из его коллег обнаружил ошибку и продолжил работу. Австрийцам удалось построить всего 9 км рельсовой трассы. Строительство возобновилось только в 1921 г., когда было построено 3 участка: до тоннеля на самой большой высоте на Шаргане протяженностью 1825 м, до станции Ятаре — 1926 м и к долине реки Камишины. Дорога была введена в эксплуатацию в 1925 году и поезда ходили по ней 49 лет и 25 дней от г. Ужице через Шарганский перевал и Вышеград до Адриатического моря. С февраля 1974 года движение прекратилось из-за нерентабельности дороги.

В 1999 году по инициативе жителей ужицкого края началась реконструкция железной дороги. Из Музея железных дорог были доставлены вагоны и локомотив, который сербы называют Чира. И дорога обрела новую жизнь — по восстановленному участку в 15,5 км ежедневно ходят 2 — 4 состава. Узкоколейка используется исключительно в туристических целях, и туристов здесь, надо сказать, хоть отбавляй!

В течение 2,5 часов поезд минует 22 тоннеля и 5 мостов. Разница высот, которую преодолевает поезд, составляет 300 метров. От станции «Мокра Гора» до станции «Шарган» поезд идет без остановки, а на обратном пути останавливается на пяти станциях — смотровых площадках, откуда туристы могут запечатлеть красоту окружающих долин и гор. На станции Ятаре поезд останавливается на 20 минут, и в местном ресторанчике туристы могут отведать блюда сербской кухни. В 2004 году известный сербский режиссёр Эмир Кустурица снял здесь фильм “Жизнь как чудо”. Туристы с восторгом узнают знакомые по фильму места , особенно станцию Голубичи, где происходило действие фильма.

Прокладка железной дороги между деревней Мокра-Гора и Шарганским перевалом началась в 1916 г. как часть большого проекта по железнодорожному соединению Сараево Боснии с Сербией, единого сообщения, связывающего такие города как Белград, Ужице, Вышеград и Сараево. Некогда железная дорога была главной артерией, связывающей Европу с Адриатическим морем …Возводить Шарганскую восьмерку начала Австро-Венгрия в 1916. Ширину колеи выбрали 760 мм — узкоколейные дороги дешевле при строительстве и эксплуатации. Самый сложный для прокладки путей участок считался от Мокра горы до перевала Шарган. Его возводили с 1921. В ходе работ инженерам пришлось построить 5 мостов и прорубить 22 тоннеля. После чего в 1925 по маршруту длиной 58 км прошел первый поезд.   Некогда была важным участком дороги между городами Ужице и Вишеград, но со временем была из эксплуатации выведена. В истории железнодорожного транспорта существует около 30 типов железных дорог с узкой колеей. В конце 19 — начале 20 вв. в Сербии было построено несколько линий железных дорог с узкой колеей. Но Шарганска осмица стоит особняком в этом списке. Уникальной ее делает не только ширина колеи в 75 см, но и то, что она проходит по  отвесным скалам, и, если смотреть на нее с воздуха, имеет форму восьмерки и пересекает сама себя несколько раз на разных уровнях.
Строительство началось в 1916 г.  По проекту, дорога должна была связать Сербию с Боснией.  Перепад высот между долиной Мокра Гора и Шарганским перевалом требовал особого технического решения, и австрийцы (Сербия тогда входила в состав Австро-Венгрии) привлекли опытного инженера, приговоренного к пожизненному заключению, пообещав ему свободу, если он решит техническую проблему. Его расчеты по сооружению тоннелей не оправдались, и он покончил жизнь самоубийством. Проверяя позже расчеты, один из его коллег обнаружил ошибку и продолжил работу. Австрийцам удалось построить всего 9 км рельсовой трассы. Строительство возобновилось только в 1921 г., когда было построено 3 участка: до тоннеля на самой большой высоте на Шаргане протяженностью 1825 м, до станции Ятаре — 1926 м и к долине реки Камишины.
Дорога была введена в эксплуатацию в 1925 году и поезда ходили по ней 49 лет и 25 дней от г. Ужице через Шарганский перевал и Вышеград до Адриатического моря.
С февраля 1974 года движение прекратилось из-за нерентабельности дороги.
В 1999 г. по инициативе жителей ужицкого края началась реконструкция железной дороги. Из Музея железных дорог были доставлены вагоны и локомотив, который сербы называют Чира. И дорога обрела новую жизнь — по восстановленному участку в 15,5 км ежедневно ходят 2 — 4 состава.

Узкоколейка используется исключительно в туристических целях, и туристов здесь, надо сказать, хоть отбавляй! В течение 2,5 часов поезд минует 22 тоннеля и 5 мостов. Разница высот, которую преодолевает поезд, составляет 300 метров.
От станции «Мокра Гора» до станции «Шарган» поезд идет без остановки, а на обратном пути останавливается на пяти станциях — смотровых площадках, откуда туристы могут запечатлеть красоту окружающих долин и гор. На станции Ятаре поезд останавливается на 20 минут, и в местном ресторанчике туристы могут отведать блюда сербской кухни.
В 2004 году известный сербский режиссёр Эмир Кустурица снял здесь фильм “Жизнь как чудо”. Туристы с восторгом узнают знакомые по фильму места , особенно станцию Голубичи, где происходило действие фильма.
На Шарганской осмице организуются замечательные мероприятия для корпоративных клиентов — в поезде зажигательные сербские мелодии играет оркестр трубачей, гостей угощают местными специалитетами — копченым мясом (пршутом), колбасицей, каймаком, винами и ракией.

Форма дороги дала ей название — при виде сверху пути образуют цифру 8. Постройка Шарган 8 потребовала от инженеров, помимо возведения мостов и тоннелей, проложить маршрут по склонам Мокра горы при перепаде высот в 300 м. Это стало возможным благодаря частым изгибам путей, которые и привели к форме восьмерки. Через Шарганскую восьмерку ходили поезда от Белграда до Сараево, а дальше в Дубровник. Изначально время в пути между конечными точками составляло 24 часа. В 1938, благодаря техническому прогрессу, его удалось сократить до невероятных 16,5 часа.
8 закрыли в 1974, так как эксплуатация дороги не приносила прибыли. В 1998 г. власти решили реконструировать участок от Мокра гора до Шарган Витаси в туристических целях. Благодаря этому в 2003 по узкоколейной дороге снова прошел поезд по маршруту в 15,5 км. Сейчас локомотивы с раритетными вагончиками ходят регулярно и останавливаются на четырех станциях — Мокра гора, Ятаре, Голубичи, Шарган Витаси. Строительству препятствовал сложный рельеф, путь пролегал через высокие ущелья и резкие обрывы — к разработке проекта были привлечены первоклассные специалисты, которым пришлось найти соответствующие рельефу технические решения. Шириной колеи приняли 760 мм, поскольку узкоколейные железные дороги оказывались в данной ситуации значительно дешевле и лучше отвечали предъявляемым требованиям. В ходе строительства были устроены 5 мостов и 22 туннеля, а общая протяжённость маршрута составила 58 км.
Дорога получила название «Восьмёрка», так как при виде сверху на одном из отрезков она образовывала фигуру, похожую на цифру 8 — такая необычная форма продиктована значительным перепадом высот (около 300 м) с частыми изгибами путей. Первый поезд прошёл по ней в 1925 г.

В 1974 г. дорогу пришлось закрыть из-за низкой рентабельности, однако в 1998 г. сербские власти восстановили её, сделав туристической достопримечательностью. Первое время реставрационные работы осуществлялись исключительно группой энтузиастов, они привлекли к себе внимание общественности и смогли наладить финансирование из различных источников, в том числе проект взяли под свой контроль Министерство туризма Сербии и главная железнодорожная компания страны «Железнице Србије». В результате в 2003 г. открылся туристический маршрут «Шарганская восьмёрка» протяжённостью 15,5 км.
Сегодня дорога превратилась в полноценный музейно-туристический и архитектурный комплекс, каждый день здесь проходят по 3-4 ретро-состава с пассажирскими вагонами, по сербской территории через четыре станции (Мокра-Гора, Ятаре, Голубичи, Шарган-Витаси), тогда как раз в неделю поезд заходит в Боснию. Сообщение осуществляется только в летнее время. На обратном пути состав периодически останавливается, чтобы туристы смогли сфотографировать наиболее живописные места.

«Шарганская восьмёрка» часто находит отражение в массовой культуре. Так, в 2004 г. здесь снимался знаменитый фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» — по сюжету кинокартины главный герой одержим мыслю о создании собственной железной дороги. Для съёмок были построены декорации, которые впоследствии стали частью этого туристического комплекса. Железная дорога занимает важное место в романе писателя Иво Андрича «Мост на Дрине», удостоенном Нобелевской премии по литературе.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: Мокра Гора, Златибор, Сербия
Как добраться до:
Время работы:


***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Стоимость:

Рубрики: ТОП Сербии