Menu

ЛЮБЛЯНА

0 Comments

Любляна (словен. Ljubljana) — столица, главный политический, экономический и культурный центр Словении, расположена в центральной Словении, между Альпами и Средиземным морем, на берегах реки Любляница в межгорной Люблянской котловине. Образует городскую общину Любляна, разделённую на 17 районов. Название столицы ведется от реки Любляницы, славянского корня любовь (ljub) и впервые упоминается в XVI в. и со временем первоначальное Ljubijane трансформировалось в Любляну.

ЗНАКОМСТВО С ЛЮБЛЯНОЙ

Посещение Любляны началось в воскресенье с 16:30 из Международного аэропорта Любляны имени Йоже Пучника (Letališče Jožeta Pučnika Ljubljana), который расположен в 26 км от города. В центр города добрались на Шаттле. так как в в выходные городской автобус не работает.  Любляна небольшой город, поэтому из любуй её точки просто добраться до центра и обратно даже пешком. Расположившись в отеле, решили познакомиться с историческим центром столицы Словении до сумерков. Историческим центром Любляны считается расположенный на правом берегу реки, на высоком холме, замок Люблянский град, а под ним — Старый город. Раньше замок служил резиденцией для местных феодалов, а сейчас это самое посещаемое туристами место. В замок добрались на фуникулере. Сверху открывается прекрасный вид на Любляну с алым закатом. Спустившись с замка прошлись по Старому граду, увидев средневековые постройки; ансамбли в стилях барокко XVI—XVIII вв., модерна после землетрясения 1895 г., постройки архитектора  Плечника в первой половине XX в. Холм окружает старая часть города с церквями и площадями, а вдоль узких улочек стоят небольшие домики с разнообразными фасадами. На площади Прешерна возвышается памятник словенскому поэту Францу Прешерне, недалеко находится церковь Благовещения (XVII в.), величественный собор Святого Николая (XVIII в.) — самое высокое здание с неоднозначными дверными конструкциями. В единственный парковый ансамбль в городе — парк Миклошича (1902 ) мы не попали.

Утром вновь прошли по мостам Любляны через реку Любляницу (Драконов мост, Тройной мост, Мост влюблённых), которые  украшены драконами и эти драконы давно стали символом города. Мосты спроектировал известный архитектор Йоже Плечник.

На Новой площади интересно посмотреть дворец Лонтовж, в котором в наши дни находится Академия наук и искусств Словении. Площадь Республики известна своим огромным Культурным центром. Левый берег Любляны пестрит разнообразными музеями. В Городском Музее имеется большое собрание древнеримского искусства. Интересны также Государственный музей, Музей естественной истории, Государственная галерея, Галерея современного искусства, Муниципальная Галерея и Современная Художественная галерея, Словенский этнографический музей, Архитектурный музей, Словенский технический музей, Музей археологии, Музей пива и Музей табака.

В Центре Любляны множество летних кафе и ресторанов с хорошей кухней. В ресторанах можно попробовать как местную словенскую пищу, так и кухню самых разных уголков мира. Особенно славится Любляна своей пиццей.

В городе есть несколько хороших ночных клубов и дискотек с разным стилем музыки и вида отдыха. В некоторых есть ограничения по виду одежды (дресс-код) и возрастные ограничения.

Есть также в Любляне большой центр альтернативной культуры, расположенный в доме бывшего югославского военного комплекса. Здесь проходят фильмы и лекции, а также концерты, в основном, альтернативной музыки. Также в Любляне проходит множество фестивалей классической музыки и джаза, такие как Фестиваль Лета Любляны и Всемирный фестиваль музыки.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЮБЛЯНЫ

Столица Словении Любляна имеет достаточно скромные размеры, что облегчает его осмотр и делает ее необыкновенно привлекательной для туристов со всего мира. Город, с населением в 250 тыс. жителей поражает причудливыми улочками Старого города, историческими зданиями и многочисленными мостами. Одним из самых красивых и известных из них является Тройной Мост (Tromostovje). Осмотр города стоит начать с площади Прешерна — центральной точки города и места встреч жителей столицы. Площадь соединяется со Старым городом знаменитым трехчастным мостом.


1. ЛЮБЛЯНСКИЙ ГРАД

Городской замок — Люблянский град (Ljubljanski grad) — знаменитый символ главная достопримечательность Любляны, располагающийся на холме в центре города. Люблянский град — еще один столицы Словении наряду с Тройным мостом и фонтаном Робба. Расположенный в самой высокой точке города, он привлекает гостей Любляны своим средневековым величием, обширной музейной экспозицией и насыщенной культурной программой.Он был возведен в XII в. и использовался в качестве защитного сооружения до XVIII в., а затем в качестве тюрьмы. В 1895 г. сильное землетрясение 1895 г. разрушило замок. В настоящее время он почти полностью восстановлен, и здесь расположился Музей истории Любляны, Виртуальный музей, где можно увидеть, как это место выглядело раньше, а на главной башне — смотровая площадка, с которой открывается изумительный вид на город и его окрестности.

2. ПЛОЩАДЬ ПРЕШЕРНА

Площадь Прешерна (Prešernov trg) – это сердце Любляны, где приятно посидеть, попить кофе и посмотреть на людей. Площадь носит свое название в честь словенского поэта Франце Прешерна, памятник которому установлен здесь же.
3. ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ
Францисканская церковь Благовещения (Frančiškanska cerkev Marijinega oznanjenja), площади Прешерна расположена еще одна достопримечательность, которую ну ни как не получится пропустить, находясь в Любляне. Интересно, что церковь строили монахи-августинцы в период с 1646 по 1660 год, а именуется она францисканской, так как в последствии монахи уже этого ордена просто отобрали и присвоили ее себе. Красный цвет, в который выкрашена церковь, является символом францисканского монашеского ордена.

4. ТРОЙНОЙ МОСТ

Тройной мост — самый настоящий символ старинного города Любляна, столицы Словении. Главная особенность этого сооружения заключается в его конструкции. Мост состоит из трех частей, которые берут свое начало в одной точке и веером расходятся в Тройной мост в Любляне разные стороны, упираясь в противоположный берег. Площадь Прешерна со старым городом соединяет Тройной мост (словен. Tromostovje). На этом месте много столетий существовали деревянные мосты, а в 1842 г. по проекту итальянского архитектора Джованни Пикко был воздвигнут первый каменный мост с двумя арками, получивший название «Мост Франца» в честь австрийского эрцгерцога Франца Карла. Мост оказался очень крепким и выдержал землетрясение 1895 г. В 1931-1932 гг. из-за нехватки проходной способности старого моста было принято решение добавить еще 2 пешеходных моста. Для придания им единого стиля были установлены белые балюстрады, отражающие венецианские мотивы. В сентябре 2007 г., после реставрации Тройного моста, он полностью стал пешеходным.

5. ЛЮБЛЯНСКАЯ РАТУША

В центре старого города располагается Люблянская ратуша (Ljubljanska mestna hiša). Здание было построено 1484 г. в готическом стиле, а в период 1717-1719 гг. реконструировано в стиле барокко. Сейчас помещения продолжают использоваться по своему прямому назначению, здесь располагаются городские власти.

6. ФОНТАН ТРЕХ РЕК

Перед ратушей на площади установлен «Фонтан трех карниольских рек» (Vodnjak treh kranjskih rek), он также известен как Фонтан Робба (Robbov vodnjak), по имени своего создателя — архитектора Франческо Робба. Фонтан был открыт в 1751 году. Его украшением являются три бога воды, которые, согласно легенде, воплощают три карниольские реки — Любляницу, Саву и Крку. В настоящий момент на Ратушной площади установлена полная копия фонтана, а оригинал был реконструирован и перенесен в Национальную галерею.

7. СОБОР СВЯТОГО НИКОЛАЯ

Собор Святого Николая (Stolnica svetega Nikolaja) или Люблянский собор рядом на площади Кирилла и Мефодия (Ciril Metodov trg) возвышается Современный собор, то есть тот, который мы видим сейчас, был возведен в первой половине XVIII в. Еще почти целый век понадобилось, чтобы построить настоящий купол, который завершили только в 1841 г.

8. ДРАКОНОВ МОСТ

Чуть дальше за собором находится Площадь Водника (Vodnikov trg), где располагается рынок, на котором продаются местные фрукты и овощи.Пересекаем по диагонали площадь Водника и видим мост с драконами. Драконов мост (словен. Zmajski Most) был возведен после того, как его деревянный предшественник сильно пострадал во время землетрясения. Драконов мост был открыт 1901 году и является одним из первых железобетонных мостов построенных в Европе. На момент окончания строительства его арка была третьей по величине в Европе. Официальное название моста — Юбилейный мост императора Франца Иосифа I.

9. ЦЕРКОВЬ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

Рядом с парком располагается единственная в Любляне Сербская Православная церковь – Церковь Кирилла и Мефодия (Cerkev sv. Cirila in Metoda). Ее строительство началось в 1936 г., но по причине Второй мировой войны, а затем политической системы в стране оно было прервано на долгие годы. Возобновилось строительство только в 90-х годах XX века. Церковь была освящена 23 Октябрь 2005 г. во время визита Патриарха Сербского Павла.

10. ПАРК ТИВОЛИ

Парк Тиволи (Park Tivoli) — самый большой парк столицы Словении Любляны, его площадь — 5 кв. км. Расположен он среди холмов на западной окраине города (до района Шишка на севере, района Вич — на юге и района Рожник — на западе) и популярен не только среди туристов, но и среди местных жителей. Парк отличается великолепными условиями для активного отдыха и невероятно чистым воздухом с одновременной соединением тишины и природы.  Здесь же находится одноименный дворец. Сейчас в нем расположен центр графического искусства.

11. ПЛОЩАДЬ СТАРЫЙ ТОРГ

Площадь Старый Трг — жемчужина Словении, город Любляна, издавна славился своей архитектурой. На сравнительно небольшой по площади территории муниципального образования (около 275 кв. км) располагаются десятки сооружений различных эпох: Площадь Старый Трг в Любляне античности, Средних веков, периода Возрождения.
12. ****


ИСТОРИЯ ЛЮБЛЯНЫ

Древнейшие следы пребывания человека на территории Любляны датируются возрастом около  IV тысячелетий.  Болотистая местность вынуждала строить жилища на сваях. Территория современной Любляны начала заселяться со II тысячелетия до нашей эры. Около 1200 г. до н.э. на территорию Любляны мигрировали люди, относящиеся к культуре полей погребальных урн. В X—VIII в. до н.э. местность заселили иллирийцы и венеты, позднее сюда пришли кельты. В поселении, появившемся в период поздней бронзы и раннего железного века — около X в. до н.э., вдоль грунтовых улиц располагались деревянные дома, которые многократно перестраивались с сохранением первоначальной планировки поселения. На противоположном берегу реки Любляницы размещалось кладбище. Территория современной Любляны издавна занимала выгодное географическое положение на берегах судоходной реки Любляницы в центре Люблянской котловины, на пересечении торговых путей, связывавший бассейн Дуная с Адриатическим морем.

В I в. до н. э. старое поселение у подножия Замковой горы на правом берегу Любляницы вошло в границы Италии под доримским названием Эмона, основным население которого стали римляне. В 15 г. римляне основали новое поселение на противоположном берегу реки Любляница. Эмона имела древнеримскую прямоугольную планировку улиц. Была укреплена стеною (обнаружена в XX в.) от 6 до 8 м высоты с 29 башнями. Город населяло до 5000 жителей, которые были выходцами из северной Италии. Дома строились из камня, полы подогревались и были выполнены из мозаики. Имелись общественные бани, городской водопровод и канализация, которая стекала в Любляницу. С I в. — римский город Эмона, обезлюдевший в V в. С конца IV до конца VI вв. в Эмоне располагалась резиденция епископа христианской церкви.

Первые записи, в которых упоминается Любляна, относятся к середине XII в. В 1335-1918 гг. Любляна под немецким названием Лайбах была под властью Габсбургов в качестве столицы герцогства Карниола и королевства Иллирии. С XIV в. — административный центр Крайны. С распадом Австро-Венгерской империи в 1918 г., Любляна стала неофициальной столицей Словении в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенов, а после Второй мировой войны — столицей югославской социалистической республики Словения.

Вместе с распадом Римской империи к VI в. Эмона постепенно приходила в упадок. Во время Великого переселения народов в V в. Эмона, располагаясь на самом краю Италии, подверглась вторжениям с востока: зимой 409 г. здесь останавливались вестготы , в 452 г. гунны ,  568 г. лангобарды, в конце VI в. — авары и славяне. В конце VI в. Эмона окончательно обезлюдела.  Единственным напоминанием об античной Эмоне были римские руины на левом берегу Любляницы.

В VII—VIII в. местность современной Любляны находилась попеременно под властью Аварского каганата и недолговечного государства Само.  После распада их оказаться на окраине древнейшего государства словенцев — Карантании со столицей в Крнски Граде. В VIII в. Карантания была завоёвана франками и вошла в состав Франкского государства. В IX в.после распада вошло в Восточную Марку Восточно-Франкское королевства, на месте которого в X в. возникла Священная Римская империя. Тогда же восточные марки вместе с Каринтией и Крайной были объединены в герцогство Великая Карантания.

К 1125 г. относится первое письменное упоминание о средневековом поселении, которое располагалось на левом берегу Любляницы в районе Новой площади. На Замковой горе левого берега возвышался замок, в то время принадлежавший каринтийским герцогам Спанхеймам. В 1144 г. упоминается первый житель Любляны — Ульрих, младший брат Генриха V Спанхейма.

Средневековый город развивался под замком, вокруг Городской площади. К нему с юга примыкала Старая площадь, мост Сапожников и площадь Водника. В 1280 году впервые упоминается Старый мост через Любляницу. Позднее появился Новый мост (мост Сапожников — 1267 г.)., который соединял город с Новой площадью.

Крупные землетрясения разрушали Любляну несколько раз. После землетрясения в 1511 г. Любляна была восстановлена в стиле Возрождения.

В 1269 г. после смертью последнего герцога Каринтии город после осады перешёл во владение короля Богемии и стал немецким городом Лайбах. В 1325 г. в  Лайбахе поселились евреи, приехавшие из итальянской Фриули. На улице Господской в XIV в. селилась местная знать. Три части города — собственно город вокруг Городской площади и районы — Старая площадь и Новая площадь имели самостоятельные крепостные стены. В XIV в. появился городской совет из 12 членов.

В 1335 г. город вместе с остальной Крайной перешёл во власть Габсбургов. В 1442 г.  Лайбах впервые упоминается, как столица Крайны. В 1462 гг. в Лайбахе была основано епископство, кафедра которого разместилась в Соборе святого Николая.

В 1472 г. город пережил долгую осаду турок. В XV в., город по политическому и экономическому значению превзошёл другие города Крайны. В 1504 г. император Священной Римской империи Максимилиан I предоставил городу право ежегодно избирать себе мэра.

В 1511 г. произошло землетрясение, после которого город был перестроен в стиле ренессанса и вокруг города возведена новая крепостная стена. К XVI в. для большенства населения города словенский язык был родным. В  XVI в. Лайбах превратился в центр протестантизма: здесь жил и словенский первопечатник Примож Трубар, однако затем в Словении победу одержал католицизм.

В  I половине XVIII в. в Лайбахе жил и работал итальянский скульптор Франческо Робба, который трудился над созданием главного символа люблянского барокко — фонтаном трёх словенских рек 9 лет .

В 1701 г. основана местная филармония, в 1797 г. вышла в свет первая словенская газета.

В 1809-1813 гг. Лайбах стал административным центром Иллирийских провинций Наполеона, словенский был признан одним из официальных языков нового территориального образования.

В 1821 г. в Лайбахе проходил конгресс Священного союза. В память об этом событии одна из центральных площадей города носит название площади Конгрессов.

В 1857 г. установлено железнодорожное сообщение с Веной и Триестом. В 1860 г. с созданием научного и культурного института — Матицы словенской Лайбах стал культурным центром словенцев (наряду с Клагенфуртом, Грацем, Веной и Триестом). В 1882 г. словенцы впервые в истории составили большинство в городском совете Лайбаха избрав мэра-словенца Петера Грассели. В 1882 г. было открыто первое словенское банковское учреждение — городской сберегательный банк. В 1888 г. в город обзавёлся электричеством, 1890 г. — водопроводом, в 1896 г. появился кинематограф, в 1897 г. — телефонная связь. В 1895 г. Лайбах пострадал от сильного землетрясения интенсивностью до 9 баллов, восстановлением города по проекту Макса Фабиани занимались австрийские и чешские архитекторы. Город приобрёл новый облик: были проложены новые улицы, построены дома в стиле модерн.

В 1901 г. на улицах Лайбаха появился трамвай. В 1907 году открыт первый кинотеатр.

С образованием в 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев, ставшего затем Королевством Югославия, город под словенским названием Любляна стала административным центром словенской части нового государства. Тогда в 1919 г. был основан университет, в 1938 г. — академия искусств и наук. В период с 1929 по 1939 годы — административный центр Дравской бановины Югославии. В межвоенный период город претерпел существенные изменения под руководством словенского архитектора Йоже Плечника.

Во время Второй мировой войны Любляна была оккупирована сначала войсками Италии (1941-1943),  Германии (1943-1945). Как административный центр входила в образованную провинцию Любляна. Город был обнесён колючей проволокой протяжённостью 30 км. В 1945 г. город стал столицей Народной Республики Словении в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия. Во II половине XX в. Любляна стремительно развивалась. В 1991 г. с провозглашения национальной независимости Любляна стала столицей суверенной Республики Словении.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Как добраться из аэропорта:
Международный аэропорт Любляны имени Йоже Пучника расположен в 26 км к северу от города. Доехать от аэропорта до Любляны можно на городском автобусе, микроавтобусе (шаттл басс), такси и арендованной машине.
1. АВТОБУС: Остановка расположена слева от выхода из аэропорта. Городской автобус курсирует в Любляну (4,10€) и Крань (1,8€) несколько раз в час с понедельника по пятницу, совершает около 5-8 рейсов по субботам, но, увы, практически не ходит по воскресеньям. Билет на автобус стоит около 4 EUR (время в пути — 45 минут). Оплатить проезд можно в кассе или у водителя. Билет можно купить в автобусе. Стоимость поездки в Любляну — Время в пути – более 45 мин.  Конечная остановка в Любляне — железнодорожный вокзал.

2. ШАТЛЛБАС:
Третий вариант — на шаттлах. Они отправляются примерно раз в час, стоимость проезда до Любляны около 9 EUR.

3. ТАКСИ:
Трансфер (бюджетный вариант на 4 пассажиров — от 35 €.), взять такси, арендовать автомобиль в аэропорту или доехать до ж/д вокзала Любляны на автобусе. Стоянка такси находится рядом с выходом из аэропорта. Стоимость поездки на такси от аэропорта до Любляны может составлять 25-35 € в зависимости от места в городе. Поездка на такси обойдется от 20 EUR (дорога займет примерно полчаса).

4. АРЕНДА МАШИНЫ:
Во-первых, взять в аренду авто и с удовольствием колесить по этой красивейшей стране.

Отправление автобусов в город отправляется каждый час, ежедневно с 5-ти утра и до 8-ми вечера. Стоимость билета 4 евро, а время в пути примерно 40-50 минут. В городе автобусы прибывают на центральный автовокзал расположенный по адресу Trg Osvobodilne fronte 4.

На такси время поездки сокращается вдвое, но вот стоимость поездки увеличивается на порядок и обойдется это удовольствие в 40-45 евро. Поймать такси можно сразу при выходе из терминала.

Наиболее оптимальный вариант, это заказать трансфер из гостиницы в которой вы забронировали номер. Конечно, это будет дороже чем на автобусе, но зато будет дешевле, чем на такси. Да и сразу к месту проживания попадете.

Ранее можно было добраться в Любляну и на поезде. С Киевского вокзала два раза в неделю отправлялся поезд Москва — Венеция, который проходил через столицу Словении. Однако на момент написания заметки данный рейс отменен и будет ли он восстановлен неизвестно.

4. SHUTTLE BUS: До Любляны вы можете добраться так же на шатл — басс , микроавтобусе, который обычно стоит напротив выхода из аэропорта. Стоимость поездки до Любляны — 9 евро с человека. Единственное неудобсто, что шатлл отъезжает не сразу же, водитель может подождать следуюший рейс самолета.Но это обычно в пределах получаса. В любом случае — цена достаточно низкая. Предварительно вы можете сделать резервирование , указав номер рейса, время прилета и фамилии гостей. И водитель Вас встретит на выходе с табличкой и проводит до машины.

5. АРЕНДА АВТО:

До столицы также удобно добираться через аэропорты городов Клагенфурт и Грац (Австрия), Триест (Италия), Загреб (Хорватия).Находясь на своеобразном географическом перекрёстке из Центральной Европы в Средиземноморье, на Балканы и в Паннонский бассейн, Любляна связана превосходными автомобильными трассами c Австрией и Италией, Венгрией и Хорватией. Что позволяет легко совершать автомобильные путешествия в Любляну из этих европейских стран.

До Любляны можно добраться железнодорожным транспортом. Прямым сообщениям город связан с Италией, Австрией, Венгрией, Хорватией, Чехией, Германией, Швейцарией и Сербией. Словения входит в систему «Eurail Global Pass», а это означает, что вы можете путешествовать, купив один билет, действующий на территории 28 европейских стран.

Метки: ,