ПОСОБИЕ ПО КРУИЗНОМУ ПОРТУ ВАЛЛЕТТА

Как человек с достаточным опытом участия в круизах, я теперь хорошо понимаю, что путешественнику на корабле всегда не хватает основных и очень специфических сведений касательно остановок их лайнера на его немудрённом круизном пути. Конечно,по любому городу, будь то Рим, Барселона, Генуя, Афины, Стамбул или поменьше, вроде Мальты, Сардинии, Марселя, Гавра и им подобным существуют многочисленные туристические пособия, которые, увы и увы, никак не учитывают специфики морских путешествий, не говорят и не советуют вам, как сойти на берег и, что в первую очередь на этом берегу делать, куда податься, что и как смотреть и как сделать свой визит максимально полезным, избегая ненужных трат и потери столь дорогого времени, отпущенного кораблю на стоянку. Я попытаюсь в какой-то мере обобщить и наделить пассажира практической информацией, так нужной ему при посещении того или иного порта, чтобы не выглядел он «растерянной курёхой», легко попадающей в лапы всяких дельцов от туризма, что на корабле в лице тамошних турагентов, или что на берегу в качестве хапуг таксистов или всяких там горе-организаторов многочисленных туристических автобусов, пользующихся вашей неосведомленностью и везущих вас в никуда или нитуда, куда действительно стоит.

Я постараюсь рассказать, основываясь на своём опыте, и привести основные данные по каждому круизному порту, где мне посчастливилось побывать, иногда даже не один раз, излагая всё в краткой и конспективной форме, в ракурсе главных практических вопросов, соотнося одно с другим, пытаясь выделить главное, как то:
1. Сколько времени длится стоянка в порту и сколько остается «чистого времени» на путешествие и куда
2. Расстояние от пирса до терминала и/или до выхода в город, или до общественного транспорта
3. Варианты трансфера от трапа до выхода в город, сопоставление цен и временных затрат
4. Основные достопримечательности, которые не следует упустить на данной стоянке
5. Варианты экскурсий: самостоятельно и организованно с корабля, цена, время
6. Частые и повторяющиеся ошибки, которых следует избежать в том или ином порту
7. Построение плана визита своими силами: цена в сопоставлении с временем, затратной душевных и физических усилий.

.
ИСТОРИЯ
Валлетту (Valletta) основал великий магистр Ордена Святого Иоанна (Госпитальеры, впоследствии, — Мальтийские рыцари) Жан Паризо де Ла Валлетт. Он начал строительство этого удивительного города в 1566 году после победы Ордена рыцарей над войском Сулеймана Великолепного, который осадил Мальту, но так и не смог захватить ее. Новый город должен был стать несокрушимым бастионом рыцарей, поэтому Валлетта была обнесена неприступной стеной и возводились мощные фортификации. Именно они должны были стать определяющим фактором при защите острова и Большой Гавани от врагов. Ла Валлетт считал, что новый город должен быть не только бастионом Ордена, но и политическим, экономическим и культурным центром, городом, «построенным благородными господами для благородных господ».Отдав предпочтение Мальте, госпитальеры пробыли на острове 268 лет, превратив то, что они называли «сплошной скалой из песчаника», в цветущий остров с мощной обороной и столицей Валлеттой, известной среди великих европейских держав, как Superbissima (Очень гордая).Крепость госпитальеров на Мальте была захвачена Наполеоном в 1798 году в ходе экспедиции в Египет. Наполеон прибег к хитрости. Он попросил позволения войти в бухту Валлетты для пополнения запасов своих судов, а оказавшись внутри, обратился против принимающей стороны. Великий магистр Фердинанд фон Хомпеш цу Болейм не сумел предугадать намерения Наполеона и подготовиться к грозящей опасности, не сумел он также обеспечить эффективное руководство, напротив, с готовностью сдался Наполеону, объясняя свои действия тем, что устав ордена запрещал госпитальерам сражаться с христианами.
Госпитальеры были разогнаны, однако орден, хоть и заметно уменьшившись в размере, продолжал существовать, ведя переговоры с европейскими правительствами о возвращении былого могущества. Российский император Павел I, предоставил большинству госпитальеров убежище в Санкт-Петербурге. Этот акт положил начало существованию ордена госпитальеров в российской традиции, а также способствовал признанию мальтийских наград за боевые заслуги наряду с Императорскими.

ОСНОВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТОГО ИОАННА
Этот освященный в честь св. Иоанна собор, бывший когда-то церковью рыцарского ордена, относится к значительнейшим достопримечательностям острова как с точки зрения истории, так и с точки зрения искусства. Собор был построен между 1573 и 1577 годами по проекту Джероламо Кассара.

В капелле находится шедевр Караваджо «Усекновение головы Иоанна Предтечи».

ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО МАГИСТРА

Также построенный по проекту мальтийского архитектора Джероламо Кассара, дворец правительства был закончен в 1574 г. Большая часть парадных залов украшена фризами, изображающими эпизоды из истории ордена иоаннитов. Кроме того, в нем можно увидеть работы Риберса, Ван Лоо и Батони.
Главной улицей города является улица Республики. Она делит полуостров, на котором расположена Валлетта, пополам. Это своеобразный мальтийский Ковент Гарден, место для прогулок и встреч. Здесь кипит жизнь, распахнуты двери множества магазинов, ресторанов и кафе. Пройдясь вдоль улицы, Вы увидите башню St. James Cavalier, бывшую частью оборонительных сооружений, и одно из самых красивых зданий Мальты — Кастилье, раньше служившее подворьем испанским и португальским рыцарям, а сегодня являющееся резиденцией премьер-министра. Здесь же, на улице Республики, находится «оберж де Прованс». В этом здании, построенном в 1574 г., размещалось подворье французских рыцарей из Прованса. Во времена правления британцев это место было известно под названием Юнион Клуб и являлось центром общественной жизни Мальты. В настоящее время здесь находится Национальный музей археологии. На улице Республики расположена Дворцовая площадь, притягивающая туристов стоящим здесь Дворцом Великого Магистра. В этом огромном, красивом и величественном здании находится резиденция Президента и Парламента Республики Мальта. Некоторые его залы открыты для посещения, и среди них особый интерес представляет Оружейный Зал, в котором представлено оружие и доспехи 14-18 веков. Улица Республики заканчивается около форта Святого Элмо, расположенного у самой кромки воды. Именно здесь рыцари иоанниты сдерживали самые яростные атаки турецких воинов. В настоящее время в форте выставлены экспонаты, рассказывающие о событиях Второй мировой войны; здесь же расположен Военный Музей Мальты. Самыми известными церквями являются Сан-Джовани, Ил-Джезд, Сан-Джакомо. В соборе Сан-Джовани хранится шедевр итальянского живописца Караваджо «Обезглавливание Святого Иоанна».

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТА
Стоянка корабля: швартовка в 9:00 отчаливаем в 17:00. 7 часов чистого времени, вполне достаточно для Мальты
Предыдущие путешественники на форумах оставили четкие инструкции как следует, куда идти и что смотреть, выйдя с корабля.
Все было правильно:
Причал прямо в порту.

На карте Google называется Valletta Waterfront
Терминал рядом. По подземному переходу через 3 минуты вы оказываетесь на пыльной улице
Турбасы hop-on hop-off действительно находятся справа от выхода с корабля (порта) на расстоянии около 400 м. По пути полно зазывал, предлагающих вам билеты на туристические автобусы. В противовес написанному на форумах, — цена у них на эти автобусы была НИЖЕ (10 евро), чем непосредственно у входа в автобус, где «кондуктор» просил с вас целых 15. Ни с пристани и ни с самого корабля, остановка тур басов не видна, хотя она вроде рядом. Пока вы идете, может закрасться подозрение: а туда ли мы направляемся вместе со всей толпой. Оказывается, что остановка туристский порт для этих автобусов «хаперская». Нет ни вывесок, ни объявления с информацией. Автобусы подскакивают сюда только в часы и в дни прибытия круизных лайнеров. Места для упорядоченной остановки нет. Люди толпятся прямо на проезжей части. автобусы отправляются в путь по мере комплектации, а не по расписанию, которого в глаза здесь никто и не видел. Царят давка и неразбериха. Лишь, тронувшись в путь, горе-распорядитель объявляет по какому маршруту движется сей экипаж.
Сама поездка — удовольствие средненькое.

А теперь ВНИМАНИЕ: Туристический автобус на Мальте НЕ ПРИВОЗИТ НИ К ОДНОЙ СТОЯЩЕЙ ВНИМАНИЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ.

Им, да и такси, и лошадкам встречающих вас на пристани, въезд в Валлетту запрещен.
Поэтому, если вы раньше не бывали на Мальте, советую пройти мимо всех этих зазывал, такси, автобусов, конных экипажей и.т.п. Еще 50 м от остановки автобусов и вы увидите на противоположной стороне широкой улицы вход в ЛИФТ (Elevator), на карте Googlе обозначен как Lascaris, лифт поднимет вас за 1 евро в старый город (верхние сады Баракка). А оттуда рукой подать и до собора с его богатым золотым убранствам и Караваджо, и к дворцу магистра и ко многим другим красотам древнего города. Обязательно дойдите до Военного музея в Форте Святого Эльмо.

Обратно тем же ходом к лифту, спуск бесплатен. Кстати, таксисты, пользуясь незнанием и наивностью туристов, просят 10 евро чтобы подкинуть вас к воротам города, заявляя, что это избавит от вас от трудов по подъему в старый город Валлетту, умалчивая при этом, что тут рядом есть дешевый лифт за 1 евро.
Что же касается путешествия на автобусе, то катит вон вас по пыльным разбитым дорогам, мимо захолустных селений. Красот ноль до тех пор, пока он не вывезет вас к морю. Но стоит ли тарахтеть на друндулете 2 часа и устать, вместо того, чтобы спокойно фланировать по старым улицам Валлетты.

Наш совет тем, кто впервые посещают Мальту, сойдя с борта круизного лайнера:

1. Вам в первую голову важна Валлетта, а не ее окрестности, или другие города островного государства. В Валлетте находятся практически все, заслуживающие внимания, памятники и достопримечательности, отмеченные ЮНЕСКО на Мальте: сам город-крепость, кафедральный собор, Фонтан Тритон, дворец Магистра и площадь перед ним, смотровая площадка Верхних Садов Барракка, пушки, ротонда Успения Богородицы, Церковь бегства святого Семейства в Египет и др.

2. Древняя Валетта — сплошная пешеходная зона. По ней в помощь пожилым и малым курсируют маленький полу-игрушечный поезд и электромобильчики типа Гольф-Мобил. ПРИМЕЧАНИЕ: уставшим, инвалидам, лицам с детьми или пожилым советую на обратном пути в порт воспользоваться этим гольф-мобильчиком, который за 10 евро спустит вас прямо к входу круизного терминала, облегчая длинный и нудный путь по солнцу до лифта и от лифта вдоль набережной порта ( в общей сумме более 600 м).

3. Из круизного порта существует легкий способ добраться до города и обойти его пешком за 3-4 часа. Для начала вам нужно дойти до лифта, расположенного в 450 м справа от выхода с пристани прямо напротив пресловутой «хаперской» стоянки турбасов.

Вариант номер два, и это при условии, что у вам много сил и времени.
Действительно начните с круиза на канарейке hop-on hop-off. Будьте внимательны при выборе маршрута, не соблазняйтесь длинной дорогой с посещением 3 городов. Это туфта: автобус не придерживается ни плана поездки, ни расписания. Мдина и Рабат — захолустные места. Остановки невразумительные и бесцельные. Если уж решились на турбас, то возьмите короткий вариант вдоль побережья. За час-полтора управитесь. В конце поездки — выйдете на остановке у ворот Валлетты (Hotel Phoenicia), кстати, внутри бесплатный туалет) и далее пешком мимо Фонтана Тритон к воротам. Старый город мал, не более 1 км длиной и 400 и шириной. Даже неспеша, вы обойдете все главные достопримечательности без карты и плана. Карту же, при желании, можно раздобыть в тур офисе на входе и в каждой лавке на вашем пути. Посещение кафедрального — обязательно. Такое редко увидишь. Пышно, золотое убранство, многовековая история ордена. Картина Караваджо «Отсечение головы Иоанну Крестителю». Хороший и подробный аудиогид на русском.
ИТОГО

В качестве резюме зададимся вопросом — а стоит ли Мальта посещения или, переиначивая, поставим его в более конкретной форме: после первого знакомства с Мальтой есть ли желание сюда вернуться? Ведь, как альтернатива, можно и не сходить на берег, а остаться на борту, наслаждаясь прелестями и комфортом полупустого корабля, потягивая пивко и кофе у бассейна или разминаясь в спортзале или потягиваясь в сауне. Думаю, что ответ однозначно ДА! Надо ОБЯЗАТЕЛЬНО пойти и погулять по Валлетте.

Во-первых, действительно прекрасный с богатым внутренним убранством кафедральный, великолепные виды из верхних садов Баракки, а чего стоят старинные пушки, всамделишные и стреляющие в полдень.

Во-вторых, рельная, хотя и полумистическая
и покрытая многовековыми тайнами история Мальтийских рыцарей, крестовых походов, Сулейман Великолепный и Наполеон. Их помнят камни крепости, домов, церквей и площадей. Да, забыл ещё сказать о нимфе Калипсо, приютившей Одиссея на целых 7 лет в одном из гротов на Мальте.

В-третьих, поход на Мальту лёгок и не требует особых затрат сил, времени и денег, что весьма и весьма редко встретишь в круизах Всё рядом — в 10 мин ходьбы от трапа корабля и вы в центре старого города