Кафедральный собор — просто жемчужина и одно из самых красивых и традиционных зданий Барселоны, выполненных в готическом стиле с элементами каталонской культуры. Кафедральный собор прячется в закоулках Готического квартала старого города, появляясь неожиданной мощью своего средневекового темперамента, но при этом может похвастаться очень изящными и нежными деталями своей каменной архитектуры. Великолепная готическая «розетка» над центральным входом, стройные колонны и летящие ввысь шпили-башенки. Внутреннее убранство собора просто поражает — скульптура Христа, украшавшая, по преданию, нос галеры каталонского флота, 13 белых гусей, прославляющих святую Евлалию, огромный орган, а с площадки на куполе собора Барселона откроется совсем другого вида. Кафедральный собор Барселоны является главным храмом, а Саграда Фамилия Антонио Гауди, ошибочно принимаемая за главный храм, на самом деле был освещен лишь в несколько лет назад.

Собор является одним из ярких примеров красоты каталонского готического стиля в архитектуре, стреловидные шпили которого видны почти с любой точки Готического квартала Барселоны, на окраине которого он и расположен. Исторически сложилось так, что культовые сооружения во все времена старались расположить на доминирующих высотах населенных пунктов. Аналогичным путем пошли и каталонские архитекторы. На месте нынешнего кафедрального собора когда-то располагалась мусульманская мечеть, а до нее — римский языческий храм.

Главной покровительницей Кафедрального собора считается святая Евлалия, которая в 13-летнем возрасте приняла мучительную смерть от рук язычников. В церкви в крипте Святой Евлалии хранится саркофаг с ее останками, опирающийся на ажурные колонны, сделанные из полированного алебастра, рядом с ней покоятся Рамон Беренгер I Старый и его супруга Альмодис, удостоенные такой чести за то, что заложили собор на месте разрушенной маврами церкви. Другая святыня Кафедрального собора — образ Христа, перенесенный в собор с корабля Хуана Австрийского, по легенде фигура помогала во время знаменитой битвы при Лепанто. Интерьер Кафедрального собора привлекателен сразу 25 красивыми молельнями, а также изумительным по красоте алтарем XIV в. и множеством витражей, благодаря которым храм освещается ярким светом. Попасть во внутренний двор Кафедрального собора Барселоны можно из нескольких выходов, о которых речь пойдет чуть ниже. Рядом с внутренним двориком можно увидеть старую часовню Святой Люсии, построенную на 30 лет раньше, чем сам собор.

Строительство нынешнего храма было инициировано арагонским королем Хайме II Справедливым в конце XIII в. Огромные масштабы строительства позволили его завершить только в середине XV в., хотя, западный фасад окончательно был достроен только в XIX в. В архитектуре облика собора присутствуют самые разнообразные архитектурные течения, доминирующие в различные исторические эпохи. Кафедральный собор Барселоны представляет собой наиболее величественное культовое сооружение во всей Испании.

ИСТОРИЯ СОБОРА

В IV в. на месте сегодняшнего Кафедрального собора стояла церковь, имевшая важное значение для римской колонии. Через 200 лет могущество её возвысилось настолько, что она стала Кафедральным собором, а позже и местом проведения Церковного Собора 559 г. Спустя 400 лет Кафедральный собор был полностью разрушен маврами, от былого величия не осталось и следа, казалось, время и история стерли церковь с лица земли. Но каталонский граф Рамон Беренгер I построил немного позже тысячного года собор в романском стиле, однако он не был столь величественным и значимым. Король Яков II Арагонский вдохновил архитекторов на создание грандиозного здания, существующего поныне в самом центре Готического квартала.

Строительство началось в XIII в., продолжалось целых 150 лет, завершили работы во второй половине XV в. Собор возведен по всем канонам каталонской готики. Несмотря на грандиозность замыслов, внешний вид собора устроил не всех, он неоднократно перестраивался, дополнялся, особенно нарекания вызывает главный фасад кафедрального собора. Центральный шпиль собора был возведен лишь в 1913 г. Внутри собор полностью соответствует канонам средневековой строгости, величественности и простоты. Витражи огромных окон выполнены в XV в., они хорошо освещают три нефа, выполненных в каталонском стиле. Собор удивляет своих посетителей в течение всего осмотра достопримечательности: капеллы и прекрасный клуатр, множество деталей внутреннего убранства, войдя в внутренние пространсва можно окунуться в мир изящной готики, сотворенной руками человека. Около главного входа находится Капелла Баптистерия с мраморными крестильными купелями, выполненными в XV в.

С противоположной стороны расположена Капелла святого Олигария с кованой железной решеткой, созданной примерно в начале XV в., над алтарем епископа Олигария расположено деревянное Распятие XVI в. Главная капелла собора (капелла Мажор) находится чуть дальше. Капеллы, расположенные по кругу галереи таят в себе алтари, считающиеся произведениями искусства, готического и барочного стиля. Один из величественных образов находится в Капелле дель Патросини, принадлежит шедевр руке мастера Берната Марторелла — алтарный образ «Преображение». Слева от трансепта можно попасть на Каррер делс Компес через Порта-де Сант Иу, самую древнюю часть собора, сохранившую романские черты. В пятой капелле находится гробница Раймунда де Пеньяфорта, члена доминиканского ордена и одного из самых почитаемых святых Барселоны. Под Главным алтарем есть вход в часовню, где находятся останки Святой Евлалии. Здесь же можно увидеть изображение Коронации Святой Евлалии, которое создал немецкий живописец Мюллер. В центре главного нефа находится ренессансная ограда большого Хора.

В XIV в. главный эпископ Барселоны воплотил задумку и в честь хора здесь остался герб (три лестницы), имя этого епископа – Рамон де Эскалес. Внутри Хора два ряда разноцветных кресел с роскошными спинками, украшенными маленькими шпилями. Задняя стена выполнена из белого мрамора, который украшают барельефы с изображением мучений Святой Евлалии, выполнены работы были в XV в., во времена культа этой Святой.

В 1519 г. по случаю созыва рыцарей спинки кресел украсили позолоченными гербами рыцарей Ордена Золотого Руна. Кресла и епископская кафедра — работа Са-Англады, а венчающие их пинакли — произведение немецкого мастера Лохнера (завершены в конце XV в.). Справа от Капеллы Мажор находится Сокровищница Кафедрального собора. В коллекции собора хранятся произведения искусства, заслуживающие внимания посетителей, особенно стоит рассмотреть реликварий XV в., украшенный орденской цепью Золотого Руна, золоченое кресло арагонского короля и ковчег для даров из золота и серебра, есть несколько картин XV в., в том числе «Скорбящая Матерь» Бартоломео Бермехо.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес:

Ла Сеу (Pla Seu, Barcelona)

Как добраться:

метро: линия L4 (Jaume I)

Время работы:

пн-пт 8:00-19:30 (13:00-17:30 вход с пожертвованием); сб-вс и праздничные дни 8:00-20:30 (13:00-17:00 вход с пожертвованием); туристический визит: пн-пт: 13:00-17:00; сб-вс и праздничные дни: 14:00-17:00

Стоимость билета:

просмотр снаружи на собор в любое время дня и ночи бесплатно, посещение хоров — 3€, смотровая площадка на крыше — 3€