Цепный мост Сечени (венг. Lánchíd Szechenyi) – это символ Будапешта, который явился первым каменным и постоянным мостом, кторый соединил в одно целое два отдельных города – Буду и Пешт. Своим рождением мост обязан венгерскому политику и меценату графу Иштвану Сеченьи, именем которого и был назван мост спустя 50 лет. Цепному мосту Сечени, который по праву считается одним из самых красивых мостов Европы.

ИСТОРИЯ МОСТА СЕЧЕНИ
Мост спроектировал британский инженер Уильям Тьерней Кларк в 1839 г. по инициативе графа Иштвана Сеченьи. Сооружением на месте руководил шотландский инженер Адам Кларк (не родственник У. Кларка). Мост представляет собой более крупномасштабную версию ранее построенного У. Кларком моста Марло через Темзу в г. Марло, Бакингемшир, Великобритания.

Мост был открыт в 1849 г. и стал первым постоянным мостом в столице Венгрии. В то время он был одним из крупнейших мостов в мире (центральный пролёт составлял 202 м). Пары львов работы скульптора Яноша Маршалко на каждом из входов были добавлены в 1852 году. Нынешнее наименование мост носит с 1898 года.

Стальная конструкция моста была полностью реконструирована и усилена в 1914 году. Во время взятия Будапешта мост был взорван отступающими фашистами и нуждался в восстановлении, которое было завершено в 1949 году. Мост был вновь открыт для движения 20 ноября 1949 года, ровно 100 лет спустя после его первого открытия.

В 1839 г. английский инженер Уильям Кларк создал проект будущего моста, а его торжественное открытие произошло в 1849 г., что явилось толчком к объединению двух городов. В те времена Цепной мост вошел в список самых крупных мостов в мире и стал предметом гордости Венгрии. В конце Второй мировой войны немцами была взорвана большая часть моста, но, благодаря пожертвованиям горожан, мост был восстановлен и в 1949 г. состоялось повторное его открытие. На сегодняшний день Цепной мост соединяет Площадь Адама Кларка и Площадь Рузвельта. С обеих сторон расположены герб Венгрии и фигуры львов.После восстановительных работ мост увеличился в размерах, и длина его составляет 380 м, а ширина 14,8 м. С моста замечательно видны обе набережные города, а ночью включается красивая подсветка.

Цепной мост, названный в честь Иштвана Сечени (Széchenyi lánchíd) (кто этой такой я писал в статье про деньги Венгрии) представляет собой увеличенную копию моста Марло, который построен в одноименном британском городе. Этот мост стал первым в городе, вот почему довольно трудно переоценить его значимость для горожан и экономики страны. Открытие переправы состоялось в середине XIX века, и на тот момент она считалась одной из самых длинных в мире. Центральный пролет моста составлял 202 метра.
Львы, украшающие мост, были добавлены не сразу, а только через три года после открытия моста. Их создал скульптор Янош Маршалко. С ним и с львами связана интересная история.
Цепной мост является одним из самых узнаваемых символов города, ведь его возведение для девятнадцатого века было очень сложным, но, несмотря на это, вот уже второе столетие мост радует не только горожан, но и многочисленных туристов. Кстати, знаете ли вы, что он был взорван фашистами, когда те отступали из Будапешта? На восстановление моста ушло несколько лет, а его повторное открытие состоялось спустя сто лет после первого – в 1949 году.

Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd), построенный в 1849 году, соединяет две исторических части Будапешта — Буду и Пешт. Этот мост стал первым постоянным мостом через Дунай не только в Будапеште, но и на всём венгерском отрезке реки.

Мост назван в честь известного венгерского деятеля XIX века, мецената и политика графа Иштвана Сечени, вложившего немало средств и сил в его сооружение.

У идеи о строительстве моста было так же много противников, как и сторонников. Главным аргументом против строительства был тот факт, что венгерские инженеры на то время не имели никакого опыта ни в проектировании, ни в строительстве мостов через широкие и полноводные реки. Высказывались опасения, что опоры моста не выдержат мощного дунайского течения, и он просто рухнет в воду в короткий срок. Опасались того, что в период таяния перед мостом будет скапливаться большое количество льда, и это станет причиной наводнения. Жители Будапешта помнили опустошительные разрушения больших наводнений 1775 и 1838 годов, так что их опасения были далеко не беспочвенными. Но более весомой причиной была, конечно, причина материальная: предполагалось, что всем, кто захочет воспользоваться мостом, в том числе и гражданам высшего сословия, нужно будет платить пошлину в городскую казну.

Городская легенда гласит, что якобы в декабре 1820 года гусарский капитан Иштван Сечени получил известие о смерти отца. Намереваясь успеть в Австрию на похороны, он срочно отправился в дорогу, которая проходила через Пешт. Но на Дунае из-за оттепели началось таяние льда, и переправа стала далеко не безопасным мероприятием. Прождав подходящих условий для переправы с 29 декабря до 5 января и опоздав на похороны отца, граф Сечени поклялся построить мост. Никаких документальных подтверждений этого факта не существует, однако именно граф Сечени стал главным идейным вдохновителем и организатором строительства моста, создав в 1832 году Общество по строительству моста (Hídegylet).

bp_szechenyi_lanchid

Главной задачей Общества стало решение политических и экономических проблем, возникавших в ходе подготовки строительных работ, а также формирование положительного общественного мнения, пропаганда всех тех выгод, которые принесло бы городу и горожанам соединение Буды и Пешта.

Сечени полагался в этом на помощь состоятельных и влиятельных лиц австро-венгерской империи. Самую большую материальную лепту внесли богатый греческий купец Анастасий Дерра (Derra Anasztáz) и известный венский банкир Дьёрдь Шина (Sina György), основавший впоследствии Аукционерное общество «Цепной мост» (Lánchíd Részvénytársaság).

Дьёрдь Шина (Sina György) или иначе Георг Симон фон Сина

Георг Симон фон Сина (20 ноября 1783, Ниш, Османская империя, — 18 мая 1856, Вена, Австрия) — австрийский предприниматель и банкир греческо-аромунского происхождения, барон.

Арому́ны (арумы́ны, македонские румыны, цинцары, влахи, куцовлахи, каравлахи, самоназвание — arumâni, armâni, rămăni, aromâni или makedonji-armânji) — народ, проживающий в южной части Балкан.

Меценат, финансировавший возведение многочисленных архитектурных памятников в Австрии и Греции.

Г. С. фон Сина происходил из состоятельной купеческой фамилии, торговавшей тканями. В Вену приехал вместе со своим отцом, Симоном Георгом Синасом. Фон Сина инвестировал капиталы семьи преимущественно в транспортные предприятия — финансировал создание пароходных обществ, железнодорожных компаний, строил мосты через Дунай, основал бумажные фабрики в районе Нёйзидлер-Зе (ныне — Moldi Group). В банковской сфере деятельности его главнейшим конкурентом было семейство Ротшильд.

В годы Наполеоновских войн Сина кредитовал австрийское правительство, за что впоследствии получил обширные земельные владения в Нижней Австрии, Венгрии, Чехии и Моравии. Поддерживал материально новообразованное в 20-е годы XIX столетия Греческое государство, был послом Греции в Австрийской империи.

По заказам Г. С. фон Сины известный датский архитектор Теофил фон Хансен построил ряд великолепных общественных зданий в Вене и в Афинах.

lanchid7

Для того, чтобы расширить свои знания в области строительства мостов, граф Сечени вместе со своим другом графом Дьёрдем Андраши отправился в Англию, где познакомился с работами самых знаменитых проектировщиков и строителей мостов того времени. Принимая во внимание возможные заторы льда, наводнения, скорость течения и прочие факторы, один из специалистов Томас Телфорд (Thomas Telford) предложил Сечени строительство цепного варианта моста — по типу построенного им в 1826 году висячего моста через пролив Менай, соединивший остров Англси с основной территорией Уэльса.

Сечени согласился с предложенным техническим решением и пригласил для конструкторских работ английского инженера Уильяма Тёрни Кларка (William Tierney Clark ). Строительные работы возглавил молодой шотландский инженер Адам Кларк (Adam Clark), с которым граф Сечени познакомился в 1834 году. Тогда Адам Кларк работал на машиностроительном заводе Hunter & English, где Сечени приобрел специальные механизмы для работ по углублению русла Дуная. Что интересно, оба Кларка – просто однофамильцы, никаких родственных связей, даже дальних, между ними не было. Кстати, через некоторое время Адам Кларк выучил венгерский язык, переехал на постоянное место жительства в Будапешт и женился на венгерке.

Adam_Clark

28 июля 1840 года была забита первая свая у пилона на будапештской стороне. Работа по забиванию свай заняла целых два года! Для этого из Англии прибыли опытные рабочие вместе со своими семьями, а всего на этом этапе было задействовано более 800 человек. Что интересно – уже тогда была существенная разница в оплате рабочих: англичане получали 24-25 форинтов в неделю, а венгры – только половину этой суммы.

lanchid21

Когда были закончены работы по подготовке к строительству основания моста на будайской стороне, 24 августа 1842 года было устроено празднование по случаю заложения первого камня, на котором присутствовал эрцгерцог Иосиф, наместник венгерского короля, а также более сотни почётных гостей.

lanchid1

Чугунные литые украшения моста и цепные тросы были заказаны и изготовлены в Англии. Установка цепных тросов, поддерживающих мост, была одним из завершающих этапов работы. К сожалению, тут не обошлось без несчастного случая. Одиннадцать отрезков тросов установили без проблем, а последний из них рухнул в Дунай на понтон, с которого специалисты, в том числе и граф Сечени, наблюдали за работой. Все они упали в воду, одного из рабочих задело тяжёлой цепью, и он погиб.

Затем строительство моста было приостановлено из-за начавшейся национально-освободительной революции. Воюющие стороны стремились завладеть ещё незаконченным мостом, чтобы не допустить противника к переправе. В январе 1849 года австрийская армия вошла в город. По мосту на пештскую сторону переправили 70 000 солдат, конный эскадрон и 270 пушек. Однако венгерская армия успешно наступала, и австрийцы решили вернуться в Буду, намереваясь взорвать якорные цепные узлы.

lanchid10

К счастью, решительный Адам Кларк, по приказанию которого были затоплены камеры с удерживающими мост цепными тросами, смог помешать этому плану. Через несколько недель мост хотели разрушить отступавшие венгерские войска, Кларк вступил в переговоры с главнокомандующим венгерских войск Генрихом Дембинским и убедил его не сжигать мост после отступления, пострадал только настил.

lanchid5

Торжественная церемония открытия моста, который на то время был одним из крупнейших в Европе, состоялась 20 ноября 1849 года. К сожалению, инициатор постройки граф Иштван Сечени на ней не присутствовал: последние годы жизни он находился в венской клинике, где в 1860 году покончил с собой.

Имя своего создателя Цепной мост получил накануне празднования 50-летней годовщины со дня начала строительства.

lanchid3

Адам Кларк по случаю открытия моста получил две тысячи форинтов в качестве премии. Более того, ему было пожаловано звание венгерского дворянина, которое он отклонил, сославшись на свой шотландский титул. Однако он до самой смерти бережно хранил табакерку из чистого золота, подаренную ему королём Венгрии Фердинaндом V.

В 1866 году, когда Адама Кларка хоронили, на цепном мосту висели траурные флаги.

lanchid13

Общая стоимость строительства составила огромную по тем временам сумму — 4,4 миллиона форинтов. Эта цифра в тринадцать раз превышает затраты по стоительству Национального музея.

Плата за использование моста составляла: для пешеходов 1 крайцар (1/100 форинта), для пешеходов с грузом 2 крайцара, для сопровождавших животных пастухов 3 крайцара, для возниц 5 крайцаров, для возниц, перевозящих большие грузы 10 крайцаров.

Львы работы скульптора Яноша Маршалко на каждом из входов на мост были установлены несколько позже, в 1852 году.

Lanchid23

Со львами связаны многочисленные городские легенды.

Самая известная из них гласит, что во время торжественного открытия скульптур один мальчик из толпы горожан, ученик сапожника, громким выкриком обратил внимание горожан на отсутствие в львиных пастях языков. Согласно легенде, скульптор Янош Маршалко не смог вынести такого прилюдного позора и, пристыженный публикой, бултыхнулся с моста в Дунай, успев крикнуть мальчику, упрекнувшему его: «Пусть у твоей жены будет такой же язык, как у моих львов!». Однако скульптор вовсе и не собирался накладывать на себя свои умелые руки. Более того, на протяжении долгих лет с улыбкой выслушивал все претензии по поводу созданных им каменных животных и всегда отвечал примерно так: «Поймите, львы — это не собаки, которые в жару тут же вываливают свои языки». Так что языки у львов есть, просто снизу их не видно, а сам Маршалко спокойно дожил до старости.

Другая легенда гласит, что если между львами пройдёт или проедет мужчина, ни разу (даже мысленно!) не изменявший своей женщине, львы громко зарычат. Как вы понимаете, пока львы молчат, и вряд ли зарычат когда-нибудь вообще!

К концу 19-го столетия движение на мосту быстро увеличивалось, поэтому конструкции моста потребовалось укрепление. С 1913 до 1915 года мост был закрыт на реконструкцию.

lanchid20

lanchid22

В конце Второй мировой войны отступающие немецкие войска взорвали Цепной Мост. Мост был разрушен почти полностью, неповрежденными остались только его опорные столбы.

lanchid8

Решение восстановить мост было принято весной 1947 года.

Lanchid24

Фото László Fogel.

Строительные работы были завершены 20 ноября 1949 года, ровно сто лет спустя после первого открытия моста.

Когда наступает вечер, мост загорается сотнями огней: вершина и части основания опор освещены отражателями, а главные цепи и края тротуаров на входе украшены лампочками, чтобы подчеркнуть классическую форму моста.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес: Будапешт 1013, Венгрия (Over the Danube, between Clark Adam ter and Roosevelt ter)
Как добраться: Мост находится прямо напротив холма, на котором стоит Королевский дворец, его можно пройти пешком или проехать на общественном транспорте.
Автобус со стороны Пешта: № 15, 16, 105, 115, 916, 990
Автобус со стороны Буды: № 15, 16, 105, 115, 916, 990
Автобус по мосту: № 916, 990
Трамвай со стороны Пешта: №2
Трамвай со стороны Буды: №19, 41
Время работы: круглосуточно
Стоимость билета: