КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК

Королевский замок (Zamek Krolewski) — архитектурный и исторический памятник, находящийся в Варшаве, и своего рода новодел. Новое здание было вновь воссоздано  только в 1988 г. Строили дворец всем миром на деньги простых поляков. Может быть, поэтому замок стал символом города и так полюбился его жителям.

Сегодня интерьер большинства комнат состоит из тех старинных предметов, которые хранились в тайниках во время войны. И, хотя внутреннее убранство выглядит не так роскошно, как в других дворцах Европы, заходя в некоторые залы, хочется снять обувь. Где бы ни жили короли, везде чувствуется особая эстетика.

ИСТОРИЯ КОРОЛЕВСКОГО ЗАМКА
Начало истории Королевского замка уходит в средние века. Замок начали возводить одновременно со строительством самой Варшавы, причем не в отдалении от него, а как один из элементов углового бастиона в системе оборонительных стен. Этот град возводится в конце XIII в. князем Конрадом I Мазовецким и здесь появилась первая княжеская постройка. Сначала город был деревянным, а первым монументальным кирпичным сооружением на его территории стала высокая Большая Гродская башня. Сначала в этой башне находилась тюрьма для шляхты, и сегодня на ее стенах еще можно увидеть вырезанные гербы, знаки и надписи. Хозяева менялись вместе с обликом самого замка.

В XV в. часть Гродской башни обвалилась и в первоначальном виде уцелела  до второго этажа и стали называться Сломанной башней.

Княгиня Анна, жена князя Конрада II, значительно расширила княжескую резиденцию, которая имела вид четырехугольника с четырьмя воротами и четырьмя башнями по углам. Замок был окружен стеной и глубокими рвами с подъемными мостами. К середине XVI в. на территории замка выросло два парадных ансамбля-резиденции, которые одновременно имели и оборонительное значение. После смерти последнего из князей Мазовецких Варшава перешла во владение королей из династии Ягеллонов, и замок занял Сигизмунд Старый. В нем неоднократно проводились ремонтно-строительные работы, однако происходили они нерегулярно и на архитектурный облик замка особенно не повлияли.

При последнем короле из династии Ягеллонов Сигизмунде Августе Варшава, расположенная почти в самом центре государства, приобрела гораздо большее значение.  Король собирался серьезно перестроить Королевский замок. В середине 1569 г. по новому проекту начались строительные работы нового замка. Особенно большие изменения претерпели внутренние помещения Большого дома: на первом этаже был выстроен большой 300 м зал, в котором стали проводить заседания государственного сейма. Ряд из шести колонн разделил зал на две части: в одной половине — Посольской палате — собирались депутаты сейма, во второй — публика, наблюдающая за его работой. На втором этаже размещалась Сенаторская передняя, а из нее двери вели в Сенаторскую палату. Напротив входа в нее стоял королевский трон, а вдоль стен в 2 ряда — кресла сенаторов. Королевские апартаменты располагались в Новом королевском дворце, стоявшем под тупым углом к Большому дому. Такое необычное расположение двух зданий объяснялось рельефом местности и формой обрывистого берега Вислы.

В 1572 г. перестройка замка была прервана из-за внезапной кончины короля Сигизмунда Августа, и после этой смерти больших строительных работ в нем длительное время не велось.

Завершение строительства Королевского замка начинается на рубеже XVI-XVII вв., когда король Сигизмунд III из династии Ваза решил перенести столицу из Кракова в Варшаву. В новую польскую столицу переезжают многие государственные учреждения, для размещения которых требовалось значительно расширить замок. По проекту главного королевского архитектора Д. Тревано, руководившего возведением постоянной королевской резиденции, его двора и многих государственных учреждений, около пятиугольного дворца возводится комплекс зданий и появляются два двора в форме, приближающейся к треугольнику. Над всем ансамблем господствовала башня с высоким барочным покрытием.

Строительство северного и западного крыльев нового Королевского дома с высокой башней и южного крыла продолжалость на 25 лет, и достроили замок только к 1610 г.  В 1618 г. на месте нынешнего замка было завершено строительство по приказу польского короля Сигизмунда III. Башню Сигизмунда (по имени короля) или Часовою, так как на ней располагались большие часы, на циферблате которых была помещена дата — 1622., достроили только в 1619 г. Изображений этого замка не сохранилось, кроме очень приблизительной передачи его архитектурных форм на панорамных изображениях города. Старый королевский замок представлял собой четырехугольник и состоял из отдельных частей. В одной из них, которая занимала часть Замковой площади и именовалась «Грудь», проводились судебные разбирательства. Вторая часть замка, с обширным двором, предназначалась для королевских апартаментов, а третью занимали придворные и различные службы.

В I половине XVII в. в Королевский замок был свидетелем важных государственных событий, а кроме того, в нем была собрана богатая коллекция картин, куда вошли полотна Рубенса, Рембрандта и других великих художников. В замковом театре ставили пьесы В. Шекспира еще при жизни автора, а во время правления короля Владислава IV для старой итальянской оперы выстроили новый театр.

В 1644 г. король Владислав Ваза установил памятник своему отцу — королю Сигизмунду III. Памятник состоял из мраморной колонны коринфского ордера, которую венчала медная, вызолоченная в огне статуя короля — первого монарха и воина: с плеч его ниспадает коронационный плащ, открывающий рыцарские доспехи. В правой руке король держит искривленную саблю, в левой — крест, своими размерами превышающий саму статую Когда колонна обветшала, ее заменили новой, а старая — со следами пуль от уличных битв — находилась во дворе близлежащего монастыря Бернардинов.

Великолепию Королевского замка положила конец шведская интервенция 1655-1656 гг. Сожженный и разоренный шведами старый замок долгое время оставался заброшенным. Король Август II вместо того, чтобы восстановить историческую резиденцию польских монархов, построил себе новый замок, который получил название «Саксонский». Дворец был несколько подправлен: была обновлена та его часть, которая выходила на Вислу, и отделаны некоторые залы. Все намеченные работы по восстановлению замка еще не были закончены, как в 1767 г. случился пожар.

В 1766 г. за год до пожара на польский престол был избран Станислав-Август Понятовский, который принес с собой ту любовь к искусству и «манию строительства», которой в то время были подвержены многие государи Европы.  Новый король устраивает в Варшавском замке театр, собирает при своем дворе архитекторов и живописцев, он любит литературу, поощряет сатиру, бичующую растление нравов в польском обществе, курьезные пережитки и слишком поспешное подражание всему новому. В Королевском замке начинаются большие строительные работы, и вообще всеми своими памятниками, отразившими искусство и вкусы XVIII в., Варшава обязана эпохе правления Станислава-Августа Понятовского.

Строительство замка, которое началось в 1770 г. и закончилось спустя 16 лет, король поручил итальянцу Д. Мерлини. Кроме Д. Мерлини, к украшению Королевского замка были привлечены художники М. Баччиарелли и Плерш, скульптор Я. Моналди и другие мастера-исполнители. Три новых зала Замка посвящались истории Польши, развитию науки и искусства в век Просвещения. Стены Рыцарского зала украшали 6 больших полотен М. Баччиарелли, посвященных важным общественным и государственным событиям. Декоративное убранство Рыцарского зала дополняли бронзовые и живописные портреты вьщающихся полководцев, дипломатов, поэтов и ученых, и среди них — портрет великого астронома Н. Коперника.

На стенах соседнего зала, названного Мраморным кабинетом, размещались портреты 23 польских королей. А в Конференционном кабинете, располагавшемся возле Тронного зала, находилось 7 портретов европейских государей — современников короля Станислава-Августа, что означало близкие связи Польши с другими государствами Европы. Тронный зал был обит красным дамасским бархатом и декорирован богатой скульпторной резьбой в виде позолоченной листвы. Балдахин королевского трона украшали орлы, шитые серебряными нитями.
Самым пышным в Королевском замке был Бальный зал, стены которого украшали сдвоенные колонны из золотистого стука, над ними расстилался прекрасный плафон «Рождение света», созданный М. Баччиарелли на мифологический сюжет.

Стены одного из залов в Замке покрывали 22 картины с изображением Варшавы 1770—1780-х годив, написанные художником Бернардо Беллотто, прозванным Каналетто. Картина, изображающая избрание Станислава-Августа королем, тоже была написана этим художником, поэтому зал стали называть «залом Каналетто».

Когда король Станислав-Август оставил Варшаву, замок пришел в совершенный упадок, а разделы Польши положили конец его великолепию. Ценнейшие коллекции из него были вывезены, и в XIX веке замок служил для целей канцелярских, а нижние этажи его даже сдавались внаем частным лицам. Наполеон во время своего пребывания в Варшаве в 1806 году занимал часть замка, а потом король Саксонский (и герцог Варшавский) повелел возобновить замок и жил в нем вместе со своим двором. В царствование русского императора Александра I, когда Варшава стала украшаться новыми зданиями, не был забыт и старый Королевский замок. Краковские ворота и строения перед замком были сломаны, после чего открылись две его стены. Со стороны Вислы на высоких арках развели висячие сады, с которых открывался далекий вид на реку и предместье Прагу.

После получения Польшей независимости в 1918 году польские реставраторы вернули Замку его первоначальный вид, а историческим залам — их великолепие. Следующая катастрофа для замка наступила в самом начале Второй мировой войны. В середине сентября 1939 года, когда немецкие летчики стали бомбардировать Замок зажигательными бомбами, запылали крыши. После того как Замок подвергся еще более сильной бомбардировке, было решено перевезти самые ценные его коллекции в Национальный Музей, так как уже окончательно стало ясно, что фашисты хотят уничтожить Замок дотла. В самом начале ноября 1939 года А Гитлер приказал сровнять его с землей, чтобы уничтожить этот символ польского государства и народа. Гитлеровские саперы пробуравили в стенах Замка 10 000 отверстий для динамитных зарядов, однако, к счастью, этот варварский акт был отложен. Но перед бегством врага из Варшавы в ноябре 1944 года заряды динамита были заложены в подготовленные отверстия, и стены Замка взлетели на воздух.

Он превратился в развалины, а на Замковой площади, возле взорванной колонны и дымящихся развалин Варшавы, лежал монумент короля Сигизмунда III.

Сегодня интерьер большинства комнат состоит из тех старинных предметов, которые хранились в тайниках во время войны. И, хотя внутреннее убранство выглядит не так роскошно, как в других дворцах Европы, заходя в некоторые залы, хочется снять обувь. Где бы ни жили короли, везде чувствуется особая эстетика.
Памятник национальной культуры. Внесён в Государственный реестр музеев. Одним из самых посещаемых музеев Варшавы является Королевский замок (Zamek Krolewski). Находится он по адресу Здание музея представляет собой реконструкцию ансамбля, который был полностью разрушен во время Второй Мировой Войны.

За свою богатую жизнь замок сменил не один десяток именитых владельцев, множество раз подвергался достройкам, перестройкам и реставрации. Самый трагический момент в истории замка был в 1944 году, когда нацистские захватчики полностью разрушили его и уничтожили остатки руин взрывчаткой. Реконструировать замок удалось только к 1988 году, он был восстановлен таким, каким был в XVIII веке — оформленный в стиле раннего барокко.
Замок является памятником национальной культуры, кроме того, что существует постоянная экспозиция, постоянно проходят выставки, концерты, симпозиумы.
Королевский замок в Варшаве — достаточно новое сооружение. Во время войны он был разрушен до основания и только в конце 80-х годах восстановлен.
Кассы находятся во внутреннем дворике комплекса. Можно взять аудиогид за дополнительную плату, если соберется компания желающих — можно оплатить экскурсовода. Мы знакомились с интерьерами самостоятельно. По сравнению с Версалем и Петергофом, Королевский замок выглядит более скромно. Хотя позолоты и лепнины здесь тоже предостаточно. Мраморная комната и тронный зал произвели наибольшее впечатление. А еще здесь есть оригиналы работ Рембрандта.
На первом этаже замка есть роскошный ресторан, в котором можно заказать праздничный обед. Интерьер и сервировка здесь особенная. Цена, правда, тоже особенные.
А в 11:15 перед замком собирается большое количество людей, чтобы услышать трубача из башни с часами, который приветствует всех в Старом городе.

Дальнейшие войны отразились на облике здания. Но самый большой урон принесла Вторая мировая война. По приказу Гитлера Варшава была почти полностью разрушена. Однако, замку в какой-то степени повезло. Предприимчивые поляки успели вынести все, что можно было. Последними откручивались двери, снимались люстры.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес:

Варшава, Замковая площадь, 4 (Warszawa, Plac Zamkowy, 4)

Как добраться:

трамвай №13, 23, 26, 32 (Stare Miasto)

Время работы:

май-сентябрь: пн-ср 10:00-18:00, чт 10:00—20:00, пт-сб 10:00-18:00, вс 11:00-18:00; октябрь-апрель: вт-сб 10:00-16:00, вс 11:00-16:00; январь-декабрь: пн выходной день

Стоимость билета:

пн-сб взрослые 25 PLN, дети до 16 лет 1 PLN, вс вход в замок бесплатный, цены на странице указаны на сентябрь 2016 г.