Старейшая церковь Марселя – собор Сент-Мари-Мажор (Cathédrale Sainte-Marie-Majeure),  её  ещё часто называют Марсельский собор или Майор (Major). Он стоит на эспланаде у Старого Порта. Кафедральный собор Марселя считается настоящим шедевром архитектуры и одной из древнейших достопримечательностей Франции. Начиная с  V в.,  здесь находились христианские святилища: деревянная церковь с крестильной, затем романский собор (La vieille Major). Именно в нем располагается Архиепархия Марселя во главе с кардиналом. Современный Собор был построен на месте старой небольшой романской церкви. Наряду с базиликой Нотр-Дам-де-ла-Гард этот Собор является одной из главных достопримечательностей Марселя. Собор выполнен в неовизантийском стиле, но с элементами готического и романского стилей, который часто можно увидеть в районе Cредиземноморья. Длина строения 142 м., высота по куполу – 70 м. Вместимость – 3000 человек.

Кафедральный собор католической епархии Марселя – один из крупнейших соборов во Франции и одно из красивейших архитектурных сооружений города. Находится в центральной части города к северу от Старого порта на Главной площали — Пласа де ла Майор (Plaza Mayor).

ИСТОРИЯ

Современному зданию Собора Сент-Мари-Мажор на этом месте предшествовало несколько христианских церквей, начиная как минимум с V в., включая баптистерий, который был самым крупным во всей Галлии. Собор имеет многовековую историю — приблизительно в V в. на его месте находилась раннехристианская церковь, которую только в XII в. сменил собор. Они все не сохранились до настоящего времени. Непосредственным предшественником был романский собор, построенный в XII в. Благодаря активной защите Французского общества по охране памятников, старый собор не снесли и он использовался в качестве приходский церкви вплоть до ХХ в. Перед возведением нынешнего собора его полностью не снесли, а снесли часть здания и колокольню.  Сейчас старый собор стоит рядом с новым с восточной его стороны. Его называют Старый Майор, а новый собор, соответственно, – Новый Майор.

В 1852 г. было принято решение о масштабной реконструкции храма. Более того, по проекту старый собор вообще должны были снести и на его месте возвести уже совершенно другую постройку. Возведение нового собора было начато в сентября 1852 г., когда первый камень в его фундамент заложил лично президент Французской республики Луи-Наполеон Бонапарт. Строительство продлилось очень долго 41 год до 1896 г. За время возведения храма над его проектом работало несколько архитекторов — Анри-Жак Эсперандьё. сначала под руководством архитектора Леона Водуайе, после его смерти в 1872 г. Завершал строительство уже Анри-Антуан Ревуаль. Он закончил декор и внутреннюю отделку в 1893 г.

В мае 1897 г. окончилось строительство собора и Кафелдральный Собор Сент-Мари-Мажори был освящён.

Туристов прежде всего привлекает роскошная архитектура Кафедрального собора — величественный внешний вид и богатый интерьер.

Стоит также отметить, что собор является одним из наиболее больших сооружений в Европе со времен Средневековья — его высота достигает 70 м, а длина — 146 м. Стоит также отметить и то, что он может одновременно принять около трех тысяч человек. По замыслу архитекторов данное сооружение должно было символизировать важность Марселя, который является вторым по величине городом в стране и крупнейшим портовым городом. Архитектура собора сочетает в себе несколько разных стилей — византийский, романский и готический.

Для строительства сооружения были использованы каррарский мрамор, флорентийский камень, а также камни из Гарда и Калиссана. Что касается интерьера собора, то он богато декорирован венецианской мозаикой. Для внутренней отделки были использованы красный порфир и мрамор. Башни собора достигают 60 метров, а диаметр центрального купола равен 17 метрам. По обе стороны фасада собора расположены башни с куполами. Прямо над портиком можно заметить галерею, которая соединяет башни. Кстати, в ней расположены скульптуры Христа, апостолов Петра и Павла, а также почитаемых в Провансе святых — Лазаря, Марии Магдалены, Максимина.

Интерьер собора поражает своим роскошным убранством. В центре расположен главный алтарь, созданный из каррарского мрамора. Его спроектировал и создал Анри-Антуан Ревуаль. Непосредственно над этим алтарем расположен балдахин с розовым куполом. Слева от алтаря располагается небольшая капелла Сердца Иисуса, а справа — капелла Святого Лазаря. Помимо них в соборе есть еще шесть капелл, самой известной из которых является капелла Девы Марии. В ней находится могила марсельского епископа Эжена де Мазено, который известен как основатель религиозного общества «Миссионеры Облаты Непорочной Марии».

АРХИТЕКТУРА

Внешний декор выполнен из двухцветного мрамора в полоску, за что в народе собор получил прозвище — пижама. Главный фасад оформлен двумя башнями с куполами высотой 60 м. Между ними над огромным порталом находится галерея со скульптурами Иисуса Христа, апостолов Петра и Павла и, почитаемых в Провансе, святых Лазаря, Марты, Максимина и Марии Магдалины.

Интерьер собора отделан мрамором и красным порфиром. Пол украшают оригинальные изображения из венецианской мозаики. В нефе можно увидеть скульптурную группу (Вероника, вытирающая лицо упавшего Иисуса Христа), выполненную французским скульптором Огюстом Карли. Восьмигранный купол над средокрестием подпирают четыре арки, в углах между которыми стоят четыре статуи евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, работы марсельского скульптора Луи Ботинелли. Главный алтарь из каррарского мрамора украшает мозаика Анри-Антуана Ревуаля.

Слева от алтаря расположена капелла Святого Сердца, справа – капелла святого Лазаря. За алтарём находится ещё несколько капелл. Одна из них, капелла Девы Марии, имеет собственный неф и апсиду с куполом. В ней захоронен епископ Марселя Эжен де Мазено – основатель монашеского Ордена Миссионеров Облатов Непорочной Девы Марии.

В Старом соборе XII в., стоящего рядом, то в нём есть несколько произведений искусства и святынь: ренессансный алтарь святого Лазаря работы Франческо Лаураны (XV в.); терракотовый барельеф с изображением снятия Иисуса с креста, выполненный в в мастерской Луки делла Роббиа из Флоренции (XV в.) ; мощи Святого Серена и другие. Возле южного фасада Собора Сент-Мари-Мажор можно увидеть скульптуру марсельского епископа Анри де Бельзюнса во время эпидемии чумы 1720 г.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

вход свободный

Адрес:

Как добраться:

Время работы:

Стоимость билета: