Кафедральный собор генуэзской епархии посвящен святому Лаврентию (Cattedrale di San Lorenzo) был назван в честь человека, чтимого христианами не только за его праведную жизнь, а также за страшную и мучительную смерть – святой Лаврентий был зажарен на решетке. Он находится в неподалеку (200 м на запад к набережной) от Герцогского дворца и площади де Феррари.

Далее идём по направлению к порту и справа видим величественный Собор Сан-Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo),  в капелле Сан-Джованни при соборе есть Саркофаг, в котором находятся мощи св. Иоанна Крестителя. Там же находится блюдо «Сакро Катино» и кубок из зеленого стекла. По преданию, именно на этом блюде подали Саломее голову святого Иоанна, а кубком, якобы, пользовались во время Тайной вечери.

Изящная облицовка собора Сан-Лоренцо, которая представляет собой перемежающиеся полосы из белого и черного мрамора, украсившая здание в XIII в., напоминает дни рассвета высшего военного могущества Генуи. Римским следом в Сан-Лоренцо являются статуи лежащих по краям лестницы львов. Выполненные подобно фасаду из мрамора, эти львы были изготовлены в разное время и разными мастерами.

Купол собора Сан-Лоренцо был расписан знаменитым мастером Галеаццо Алесси. в 1557 г. В боковом нефе Сан-Лоренцо находится гробница кардинала Луки Фьеско работы Джованни ди Бальдуччо.

Главной достопримечательностью собора в Генуи является капелла Сан-Джованни Баттиста, предкам жителей Генуи удалось во время Первого Крестового похода вывезти из Палестины мощи Иоанна Крестителя. Первоначально святыня находилась в главном зале собора, но в 1465 г. она была перенесена в сооруженную специально для этого часовню рядом с алтарем, который позже был украшен копией “Тайной Вечери” Леонардо да Винчи. Еще одна ценность собора – Священное блюдо, которым по преданию во время Тайной Вечери пользовался Иисус Христос. В сокровищнице Сан-Лоренцо собрана богатая коллекция ювелирных изделий из золота различных эпох от романской до модерна.

В правом нефе помещена бомба, которая проломила крышу собора в феврале 1941 г. во время бомбардировки британскими войсками, но не взорвалась.

В подземных помещениях находится Сокровищница собора святого Лаврентия.

ИСТОРИЯ
По легенде , что в III в. неподалеку от места, где возведен собор, останавливались святой Лаврентий с папой Сикстом II во время своего путешествия в Испанию. После их гибели здесь была возведена небольшая капелла, а позже – церковь. Согласно археологическим раскопкам, проведенным в зоне расположения собора, здесь действительно находится кладбище ранних христиан, которое было основано в древнеримскую эпоху.

Собор строился пару веков в период между XII и XIV вв. Причем освящен он был в 1118 г., будучи еще недостроенным и с тех пор остается главным собором в Генуи. Внешний облик собора за столько столетий своего существования практически не изменился, однако храм не один раз претерпевал реставрацию как внутри, так и снаружи., поэтому в его облике смешалось несколько стилей – романский, готический, ренессанс. В первой четверти XIII в. к собору были пристроены готические порталы, а в XIV в. в неф поместили колонны. Кроме того, одна из башен по бокам фасада достраивалась в XVI в. К эпохе средних веков относится и многое из богатого убранства собора. Например, скульптуры в центральном зале собора относятся к XIII в. Странную несимметричную форму зданию придает готическая башня 15 века с выступами, которая совершенно чудесным образом уцелела после сноса госпиталя Сан-Джованни, который некогда примыкал к собору. Отделка портала собора относится к 12 веку.

Собор отличается асимметричностью. По бокам фасада можно видеть две разных по своей структуре башни. Первоначальный проект предполагал симметричную конструкцию, но левая башня так и не была завершена и на вершине ее усеченного объема в 1477 г. была возведена галерея. В правой колокольне, достроенной в ренессансном стиле, находятся 7 колоколов.

Фасад украшают 3 портала, для строительства которых были приглашены французские мастера. Стилистически они выделяются на фоне остального ансамбля, что свидетельствует о попытке превратить храм в готический собор по образцу французских готических соборов, в особенности Шартра и Руана. Вместе с тем полихромное оформление этих порталов, служившее в Италии символом дворянства, соответствует генуэзской архитектурной традиции.

В тимпане центрального портала можно видеть изображение Христа со святым Лаврентием, а по бокам располагаются рельефы, репрезентирующие дерево Иессея.  К фасаду подводит широкая лестница, по бокам от которой установлены два каменных льва работы скульптора XIX в. Карло Рубатто.

Еще двое львов, но в барельефном исполнении, помещены на центральных контрфорсах, разделяющих плоскость фасада на три части. Эти львы были созданы мастерами школы известного итальянского скульптора рубежа XII — XIII вв. Бенедетто Антелами.

В соборе есть еще два романских портала. Один из них построен около 1130 г. на северном фасаде собора, посвящен святому Иоанну и выходит на одноименную площадь. Его украшают рельефы в стиле Космати. Другой портал, содержащий рельефы в пизанском стиле, был построен в середине XII в. и выходит на улицу святого Лаврентия.

Интерьер собора состоит из трех нефов, разделенных колоннами. Сами же колонны с капителями и венчающие их арки были произведены в XIII в. Ими была заменена поврежденная в результате землетрясения романская конструкция, остатки которой можно видеть выше – на втором ярусе архитектурной структуры нефов. Для замены нижней романской конструкции на новую, в XIII в.  были сооружены большие деревянные структуры, в которых использовались развивавшиеся в то время судостроительные технологии. Капители второго яруса были произведены в XI-XII вв. Романская часть храма выполнена из серого камня, в то время как готическая имеет полихромное мраморное оформление. Над нефом в XV в. был надстроен купол, который заменил предыдущую стропильную конструкцию.

Во внутреннем тимпане главного портала можно видеть фрески неизвестного византийского мастера XIV в., которые изображают сцены «Страшного суда» и «Вознесения Богоматери». В левом нефе располагается капелла святого Иоанна Крестителя, сооруженная в середине XV в. Капелла украшена статуями видных итальянских мастеров XV-XVI в., в частности, Доменико Гаджини. Справа от пресвитерия – капелла святого Себастьяна с двумя статуями XVI в. Левая капелла в глубине правого нефа расписана фресками Лукой Камбьязо – видным представителем итальянского маньеризма (XVI в.).

Среди прочих заслуживающих внимания произведений искусства:

* «Распятие и святые» Федерико Бароччи (конец XVI в.);

* «Мученичество святого Лаврентия Ладзаро Тавароне (фрески свода пресвитерия; начало XVII в.);

* «Вознесение Богоматери» Гаэтано Превиати (1914);

* четыре статуи работы Таддео Карлоне (1594).

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес: ул. Сан Лоренцо, Генуя, Италия (Piazza San Lorenzo, 16123 Genova)
Как добраться:

Станции метро (San Giorgio), автобусом №42 (Piazza San Lorenzo). В центре города в 150 м. к западу от площади Феррари по улице Сан Лоренцо.

Время работы:

лето пн-вс 8:00-11:30 и 15:00-19:00, зима 9:00-12:00; 15:00-18:00

Стоимость билета:

бесплатно, вход в собор в открытой одежде запрещен