СОБОР ДУОМО

Кафедральный собор Дуомо Милана, расположен в историческом центре города и входит в пятёрку самых больших красивых церквей мира. Его неоготический фасад полностью выполнен из белого мрамора, а 135 шпилей, устремлённых в небо, напоминают каменный лес.

Кафедральный собор или Дуомо, красив не только снаружи, но и невероятно богат внутренним убранством. В нём хранится уникальный артефакт – гвоздь, привезённый, как утверждают, с распятья самого Христа! Так же здесь покоится Джан Джакомо Медичи – дальний родственник знаменитой итальянской династии. А в качестве купели для крещения в Дуомо используют египетскую ванну, которой более 17 веков.

Статуя Богородицы, установленная на крыше Дуомо, является не только одним из символов города, но и покровительницей Милана. Местные называют её “La Madonnina”, то есть «Мадонночка». Ещё одна знаменитая статуя Дуомо – невероятно реалистичная фигура Святого Варфоломея, с которого в результате пыток живьем сняли кожу. Всего же в храме насчитывается более 3400 статуй.

Всемирно известная пятая по величине церковь в мире (после соборов в Ямусукро, Риме, Лондоне и Севилье) расположена в самом центре Милана и является его символом. Это здание, которое содержит множество шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, соединённых большим количеством парящих опор.

Он четвёртый по величине в Европе после нового Кафедрального соборов Святого Петра в Ватикане, Святого Павла в Лондоне и Севильского собора в Севилье. По вместимости уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов — только собору Святого Петра в Риме.

Кафедральный собор Дуомо в Милане вмещает порядка 40 тысяч прихожан, что несколько уступает объемам собора святого Павла в Риме.

Дуомо с высоты птичьего полета напоминает католический крест, у которого вертикаль составляет 158 м, а горизонтальный неф – 92 м. Наивысшая точка собора – шпиль, украшенный статуей Девы Марии, объединенная высота которого – 106 м.

Первое знакомство с Дуомо начинается с визуального восприятия. И в этом плане, зданию есть чем похвастаться, белоснежная громада собора растет в ширину и высоту по мере приближения к нему. С каждым шагом, человек, очутившийся на Соборной площади, будет открывать для себя новые красоты этой церкви. Пятинефная базилика устремляет в небо острые копья 135 шпилей. Каждый из них затейливо отделан лепниной в стиле поздней готики.

Кафедральный собор Милана был посвящен рождеству пресвятой Девы Марии, что архитекторы умело обыграли в процессе наружного украшения здания. Франческо Кроче выполнил расчеты и составил проект для шпиля длиной в 102 м. Этот шпиль занимает центральное место над куполом собора Дуомо, венчает его – 4-х м позолоченная скульптура Девы Марии (La Madonina). Эта святая является покровительницей города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии.

Фасад здания, его шпили и внутренние помещения, украшены невообразимым числом статуй – 3400 изображений исторических личностей, святых, мучеников, пророков и прочих библейских персонажей. Не обошлось и без верных символов средневековья – горгулий и химер. Они, как верные атрибуты готики, угнездились на стенах здания, отгоняя нечисть. Среди наружной отделки здания попадаются весьма любопытные экземпляры, например, изображение Муссолини или же древний прототип статуи Свободы, что ныне стоит в США.

Вид бело-розового мрамора при различном освещении ещё одна изюминка Дуомо в лучах рассветного солнца или мягких отблесках миланского заката. Известный немецкий поэт Гейне писал, что нет ничего мистичнее и прекрасней, чем кафедральный миланский собор, освещенный серебряным светом луны.

Посетителей, ступивших за порог собора Дуомо, ожидает прохлада и приглушенный свет. Множество красочных витражей иллюстрирует библейские сюжеты, отблески синего, красного и желтых стекол причудливо отражаются на полах и стенах церкви. А над центральным алтарем, высоко под куполом, находится большая реликвия – гвоздь, которым был распят Иисус Христос.

Внутри собора можно полюбоваться на искусно украшенные саркофаги известных людей прошлого. В каменной тумбе, выложенной тонкими медными пластинками, образующими орнамент в виде распятья, хранится тело архиепископа Альберто де Интимьяно.   В мавзолее, украшенный тремя великолепными статуями, колоннами и мраморными плитами, тело Джан Джакомо Медичи. Упомянутый мавзолей был одним из последних захоронений внутри кафедрального собора.

14 сентября каждый год, в день Воздвижения Креста Господнего, миланский архиепископ поднимается под потолок, с тем, чтобы снять гвоздь и предъявить его прихожанам. В ноябре и декабре каждого года в его стенах Дуомо выставляются Квадрони святого Карла Борромео – серия из 54 картин, иллюстрирующая жизнь и деяния этой персоны. Целая плеяда знаменитых итальянских мастеров кисти написала полотна специально для миланского собора.

Удобно устроенная обзорная площадка позволяет свободно перемещаться по крыше собора. Это настоящий подарок для всех туристов, поскольку лучшего захватывающего дух вида на город просто невозможно найти во всем Милане. Посетители могут рассмотреть вблизи ажурное кружево шпилей, внешнюю отделку собора, точеные силуэты статуй и оценить все великолепие собора.

ИСТОРИЯ

Строительства Кафедрального собора началось в самом конце XIV в., на месте руин зимней базилики (Basilica vetus), стоявшей на Соборной площади вплоть до конца XII в. Многочисленные средневековые войны за территорию, а впоследствии и религиозные столкновения принесли большие разрушения Милану. Городские власти приняли решение для придания забвению старых религиозных построек, чтобы получить место для нового фундаментального и красивого собора в центре Милана.

Работы по возведению нового собора начались с тщательного планирования местности. Экономные итальянцы решили использовать материалы из демонтированных построек в предстоящем строительстве. Для отделки собора архиепископ выбрал мрамор нежного бело-розового оттенка, который добывали в карьере Кандолья, что находится в Пьемонте. Группа строительных мастеров из Ломбардии, во главе с архитектором Симоне де Орсениго, взялись за воплощение планов в действительность. В качестве основного архитектурного стиля была избранная поздняя готика, в которой чувствовалась сильное влияние богемской школы.

Строительство собора, построенного в стиле пламенеющей готики из белого-розового мрамора, когда в Италии ещё не было ни единого здания в стиле готики. Поэтому архитекторов для его сооружения приглашали из Германии и Франции. Архиепископ Антонио де Салуззи распорядился заложить первый камень в фундамент собора в 1386 г. Первоначальный план строительства претерпел ряд серьезных изменений и в середине XV в. была снесена вторая церковь летняя базилика (Basilica di Santa Tecla) на Соборной площади, которая до последних своих дней служила прихожанам, перебрав на себя функции зимней базилики, разрушенной ранее.

Поскольку общее время, затраченное на возведение кафедрального собора Дуомо, приближается к отметке – 7-ми веков, то нет ничего удивительного в грандиозном смешении стилей в его оформлении. Базовый план архитектора был рассчитан на трехнефное здание с двумя башенками часовен по бокам. Приемник итальянских мастеров, француз, привнес элементы готики, популярные на его родине. Также было решено отказаться от часовен в пользу расширенной пятинефной базилики.

Для создания проекта такого колоссального собора, на помощь архитекторам был приглашен математик Габриэле Сторналоко. Благодаря его вычислениям стало ясно, что центральный неф собора не должен превышать 45 м, а боковые нефы будут выстроены по нисходящей линии. Возникшие проблемы с доставкой тяжелых мраморных плит и каменных глыб на большую высоту помог решить инженер Жан Миньо.

Процесс строительства нового кафедрального собора нашел живой отклик у жителей города, что взял на заметку глава Милана Джан Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti). К началу XV в. курировать монументальную стройку стала не церковь, а государство. Стремление укрепить итальянскую монархию и повысить статус Милана в религиозной среде, заставил Висконти форсировать возведение постройки.

Усилия главы Милана не пропали даром, уже к середине XV в. практически половина строительных работ была выполнена. Однако политическая нестабильность в стране и проблемы с финансированием, сильно замедлили процесс в последующие 40 лет. Были выполнены некоторые отделочные работы, установлен и освящен центральный алтарь собора.

В начале XVI в. были закончены работы над куполом, который изнутри был оформлен множеством статуй, изображающие католических святых и мучеников, выстроились в четыре ряда, каждый из которых вместил по 15 статуй. Снаружи, стрельчатый шпиль, устремленный в небо, представлял собой образчик ренессансной архитектуры за авторством Джульетто дель Амадео.

К середине XVI в. в итальянских землях наступила пора Испанского превалирования, что не могло не отразиться на судьбе миланского собора. Новая власть решила использовать его для церковных нужд, однако значительной финансовой поддержки для окончания строительства не предоставила. Для внутреннего убранства церкви были созданы несколько пилястр, обрамляющих алтарную часть. Также был установлен большой орган, статуя святого Варфоломея, покровителя всех рыбаков, и старинный 5-метровый лоретанский подсвечник.

Новый миланский архиепископ, избранный в конце XVI в., решил вмешаться в ход возведения собора. Карлу Борромео не пришлось по вкусу значительное влияние иностранных архитектурных школ. Он упраздняет ряд элементов внутреннего оформления, а во главе строительства ставит итальянского мастера – Пеллегрино Пеллегрини (Pellegrino Pellegrini). Незаконченный готический собор должен был смягчиться в ренессансном обрамлении. В частности, архитектор замыслил оформить здание снаружи при помощи высоких колонн и ряда статуй.

В конце XVI в., был издан указ, запрещающий хранить останки умерших внутри собора, во избежание возникновения эпидемий и распространения заболеваний.

В 1577 г., архиепископ освятил Кафедральный собор несмотря на то, что внутренние и внешние работы в Дуомо еще были далеки от завершения. До 1640-х г., наружная отделка здания продолжается в ренессансном стиле. Однако новая смена главного архитектора, ознаменовала возврат к готическому стилю. Таким образом, пять дверей и два центральных окна, получили стрельчатые верхушки, вместо ожидаемых плавных линий эпохи Возрождения.

В конце XVIII в. в кафедральном соборе был установлены солнечные часы, меридиан, призванные отмечать наступление полудня. Часы выглядит, как металлическая полоса, укрепленная на полу постройки. Она протянулась от входа в собор через всю церковь. На полоске нанесены изображения знаков зодиака и соответствующая разметка. Ровно в полдень, солнечный луч, коснувшийся металлической линейки, покажет на то созвездие, которое характерно для текущего месяца. Помимо своего основного назначения, чудо-меридиан указал на невидимую опасность, угрожающую целостности Дуомо. Систематические ошибки в показаниях прибора, обнаруженные в XX в., косвенно указали на проседание фундамента здания.

В самом конце XVIII в. сам Наполеон Бонапарт, итальянец по происхождению, избрал Миланский собор для предстоящей коронации. Последующие 7 лет, в здании активно велись отделочные работы. Позднеготические элементы с вкраплением неоготики довершили необычный стиль собора. В мае 1805 г. состоялась пышная церемония вступления Наполеона на пост короля Италии под ажурными сводами Дуомо. В честь этого памятного события была изготовленная статуя Бонапарта, которая украшает один из шпилей собора.

Строительство Дуомо завершилось оно лишь в начале XIX в. и произошло это по указу Наполеона и было закончено оформление фасада и Дуомо приобрёл свой окончательный облик.

Некоторые детали, правда, доделывались и позже, вплоть до 1965 г.

150 лет со времени коронации Наполеона продолжались работы по отделке внешних и внутренних поверхностей. С середины XVI в. и до этого момента церковь была частично открыта для прихожан, в ней совершались обряды только в исключительных случаях. В 1965 г. строительство собора был официально завершено, и он стал функционировать в полную силу. Последние работы по реконструкции собора были осуществлены в 2003-09 гг.

В XX в. искусствоведы доподлинно определили, что работы по камню осуществил Леоне Леони. Хотя долгое время считалось, что автор этого поразительного образца зодчества сам Микеланджело.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: Милан, Соборная площадь (Piazza Duomo)
Как добраться: метро 1 и 2 линия станции Дуомо ( )
Время работы:
Стоимость: